Не утихает скандал с пытками в колонии ЛА 155/8 поселка Заречный Алматинской области, где удалось запечатлеть на скрытую видеокамеру истязания заключенных. После этого, решением руководства КУИС МВД РК был снят с должности начальник учреждения и его заместители, и как потом выяснилось, было арестовано пятеро сотрудников колонии.
Игорь Колов, председатель Общественного комитета по правам человека, второй правозащитник, который согласился ответить на вопросы «Эхо Казахстана» по этой ситуации. Пресс-служба КУИС МВД РК на наши письма, к сожалению, не отреагировала.
– Э.К. Возбуждены ли уголовные дела в отношении представителей лиц, осуществлявших пытки?
– И.К. Согласно последней информации, на сегодняшний день возбуждены уголовные дела в отношении нескольких сотрудников учреждения ЛА 155/8. Семь сотрудников колонии уволены после появления роликов о пытках над заключенными, начальник учреждения был освобожден от занимаемой должности, а руководство УИС Алматинской области привлечено к дисциплинарной ответственности.
Первая информация, которая поступила в СМИ из МВД, говорила о том, что были освобождены от должностей и уволены несколько сотрудников учреждения. И на мой взгляд, только под давлением общественности были возбуждены уголовные дела.
Еще хочу отметить один немаловажный момент, это то, что начальник учреждения, где происходили события, лишь освобожден от занимаемой должности, но не уволен и не привлечен к уголовной ответственности. Этот факт лично меня настораживает.
Я от имени общественного объединения «Родственники против пыток, направил письма в Генеральную прокуратуру, МВД РК и в Антикоррупционный комитет, по данному факту.
– Э.К. Как вы сами расцениваете эти пытки? Ведь это не единственный случай в тюремной системе в целом, так как сообщений об этом достаточно, но только не было видео свидетельств.
– И.К. Как нормальный человек может расценивать пытки? Конечно негативно. Особенно те, которые применялись на размещенном 26 июля 2019 года видеоролике. Такие пытки (пытка на дыбе) применялись в средневековье, во времена инквизиции, мы со школьной скамьи помним это из уроков истории. Нет, это не единственный случай и на мой взгляд, пытки на сегодняшний день носят системный характер, хотя надо отметить, что не во всех учреждениях это практикуется, возможно это результат работы учреждений, контроля общественности, хотя не исключено, что это просто недостаток информации, о деятельности этих учреждений, о том, что происходит за стенами учреждений Уголовно-исполнительной системы.
К сожалению, даже поступающую информацию о пытках не всегда можно проверить, а государственные органы не всегда реагируют на сигналы из учреждений УИС. Взять к примеру тот же РГУ ЛА 155/8, на протяжении длительного времени в социальных сетях размещались публикации о применении пыток и других видов более жестокого обращения к осужденным, в том числе, не оказание медицинской помощи. Реакция со стороны надзирающих органов и МВД на многие сигналы не последовала. Если бы не этот последний ролик с пытками на дыбе, и не реакция общественности, возможно, что и этот случай остался бы безнаказанным.
Большая проблема в том, что группы, осуществляющие общественный контроль в учреждениях Уголовно-исполнительной системы, формируются в большинстве случаев не из правозащитников, а из случайных лиц и тех лиц, которые очень удобны самому КУИС. Порядок формирования групп национального превентивного механизма (НПМ) и общественных наблюдательных комиссий (ОНК), оставляет, мягко говоря, желать лучшего, особенно НПМ. Что касается ОНК, то фактически их существование, тоже очень сильно зависит от заинтересованности Департаментов УИС. Неугодную комиссию ОНК, можно ликвидировать, отказать в авторизации членов ОНК, убрать из комиссии неугодных, этому свидетельства ликвидация комиссий ОНК в Павлодарской области, г. Астана, Костанайской области, а также в Карагандинской области. Законодательство РК, этому способствует.
Отсутствие качественного общественного контроля дает возможность злоупотреблениям в учреждениях УИС и пыткам в том числе. К сказанному могу добавить, что как сама тема пыток, так и факты применения пыток, в большинстве случаев были выявлены и озвучены лицами, не являющимися членами групп общественного контроля НПМ и ОНК.
– Э.К. В мае этого года проходил круглый стол КУИС в Астане под эгидой МВД. Готово ли сейчас ведомство и правительство провести реформы и изменения, направленные на предотвращение пыток? Ведь сам министр признал сей факт в данной колонии.
– И.К. Действительно в мае в столице Казахстана, прошел круглый стол «Открытый диалог – инструмент реформирования пенитенциарной системы», инициатором которого выступили МВД РК, КУИС МВД РК и Penal Reform International in Central Asia (Международная Тюремная Реформа). Впервые прошло мероприятие такого масштаба, да еще с участием представителей неправительственных организаций, групп общественного контроля и правозащитников. К сожалению, многие представители неправительственного сектора, проигнорировали это мероприятие, такая открытая диалоговая площадка, которую предоставило МВД РК, это уникальное явление для нашей страны.
Это мероприятие и само событие, я лично расцениваю положительно, как и тот факт, что по итогам этого мероприятия, была сформирована рабочая группа по реформированию пенитенциарной системы. Отбор в данную группу проходил довольно демократично, КУИС МВД РК, предложил всем желающим войти в состав этой группы.
Насколько готово КУИС МВД к реформам на практике, я не могу судить однозначно, но тот факт, что КУИС провел такое публичное мероприятие и создал рабочую группу по реформированию пенитенциарной системы, в которую вошли известные казахстанские правозащитники, говорит о том, что намерения у КУИС имеются и это дает надежду.
Относительно того, что «сам министр» признал факт пыток в колонии, это конечно тоже положительный факт, но опять же оговорюсь, факт этот был признан после того, как в социальных сетях появились видеоролики, на которых документально были зафиксированы свидетельства пыток. До этого случая каких-либо публичных заявлений по признанию фактов пыток в спецучреждениях МВД во время проведения следственных действий, произвольных задержаний граждан сотрудниками полиции и в учреждениях УИС, от министра, насколько я помню, не наблюдалось.
Думаю, что в ближайшее время общественность страны сможет дать оценку проводимым реформам в уголовно-исполнительной системе.
Фото: социальные сети