В начале лета на Украине побывал министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов. В ходе переговоров в Киеве украинская сторона предложила увеличить поставки казахстанской нефти и нарастить ее транзит в Европу. Кроме того, украинские власти заявляют о планах развития транзитного маршрута ЕС – Центральная Азия через свою территорию в обход России
– 15 июля Федеральная таможенная служба России выявила незаконную доставку российской нефти (80 тыс. тонн) на Украину танкером «Алтай» в нарушение запрета по экспорту нефти из России на Украину. Танкер ходит под флагом Маршалловых островов, но национальный транспортный оператор Казахстана указал, что судно принадлежит ему. Что стоит за данным инцидентом?
– Поставки российской нефти на Украину ограничены, причем, как российским, так и украинским законодательством. Каждые полгода оно корректируется, но, в принципе, ограничения есть с обеих сторон. С другой стороны, есть, видимо, потребность, поэтому они могут поставлять нефть через обходные инструменты вроде того, который вы назвали.
Отдельный вопрос в том, нужна ли Украине нефть в больших количествах, ведь свою нефтепереработку Украина убила еще во времена Юлии Тимошенко. В бытность премьер-министром она пыталась защитить потребителей и вводила такие правила игры, при которых компаниям на Украине было невыгодно перерабатывать нефть. В итоге выжил только один нефтеперерабатывающий завод, который принадлежит группе Коломойского, а все остальные, по большому счету, закрылись.
В стране работает полтора НПЗ, которые покрывают около 10% потребности, а все остальное на Украине импортное, поэтому поставки нефти как таковые им не особенно нужны. Они что-то добывают сами, покупают азербайджанскую нефть, иногда, как видите, втихаря могут купить и российскую нефть через посредников, но я думаю, это не архиважно для украинской экономики.
– В июне министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов заявил, что Киев просит об увеличении поставок казахстанской нефти и наращивании ее транзита через украинскую территорию в ЕС. Каковы перспективы и возможные издержки такого сотрудничества, и что это означает для России?
– В принципе Казахстан всегда хотел поставлять нефть по разным географическим азимутам и по возможности старался делать это больше, а не меньше. Куда идет казахстанская нефть? В Китай, например, и в западном направлении, а там есть два варианта: первый – качать нефть через Каспийское море танкерами и там потом по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Джейхан – порт в Турции, где нефть опять перегружается в танкер и дальше экспортируется в Европу или куда-то еще.
На Западе давно пытались продемонстрировать как достижение, что Казахстан и Азербайджан смогут поставлять нефть и газ через Турцию в Европу, и это якобы будет очень значимо.
Казахстан пытается показать независимость от России, поставляя нефть по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. Но значительная часть экспорта идет все-таки через Россию, через так называемый «Каспийский трубопроводный консорциум».
– По словам главы МИД Украины Дмитрия Кулебы, страна работает над тем, чтобы стать частью транзитного маршрута Европа-Центральная Азия. Казахстанский посол на Украине Дархан Калетаев сообщил, что интерес к Казахстану со стороны Киева возрос. В чем причина роста внимания Киева к данному направлению, и какие геополитические риски для Казахстана это формирует?
– Украина пыталась себя заявлять неким транзитным коридором, и это действительно так, но каких-то больших успехов не достигла. Из-за испорченных отношений с Россией объем транзита различных грузов через Украину существенным образом сократился. Транзит газа через Украину снизился, никакой азиатский газ через Украину не качается. Авиатрафик сократился. Российские металлургические компании активно использовали украинские порты, но это все тоже сократилось, руда теперь идет на Усть-Лугу.
Вообще, в Усть-Лугу переведено очень много российских грузов вместо украинских портов. Да, какой-то объем транзита газа остается, остается южная ветка «Дружбы», работает по-прежнему аммиакопровод из Тольятти в Одессу. Некоторые вещи сохранены, но по сравнению с тем, что было, гораздо меньше. Так что пока для Украины с точки зрения транзита все скорее ухудшается. Поэтому я не думаю, что они предложат какие-то выгодные условия. Что они могут предложить?
Например, Россия, Казахстан и Беларусь, поскольку входят в ЕАЭС, могут предложить операторам перевозок из Европы в Китай бесшовный путь, когда вы один раз проходите границу (например, границу ЕАЭС и Китая) и потом у вас нет необходимости несколько раз проходить таможню, а раз вы не проходите таможню, значит, вы можете гораздо быстрее перевезти грузы, и для вас это оказывается гораздо более удобным.
Может ли Украина предложить такой вариант? Нет. Поэтому какой из нее транзитный маршрут? Они пытались говорить, что будут возить что-то в Одессу, оттуда паромом в Грузию, и далее на железную дорогу до Азербайджана, где потом все опять перегружается на паром и идет по Каспийскому морю. Такие перевозки называются мультимодальными, то есть несколько раз надо перегружать – с парома на поезд, с поезда опять на паром. Это очень дорого и это не сработало. Они пытались осуществлять тестовые поставки, и на этом все дело закрылось, никакого бизнеса там не вышло.
Если, допустим, идет железнодорожный состав из Китая через Россию, то платят России, если через Казахстан – то Казахстану, если через Беларусь – значит, Беларуси. Украина тоже хотела бы получить такой вариант, но у нее нет выгодных на фоне нас предложений.
Например, у России какое есть предложение? У нас есть прямая железная дорога с Китаем, мы имеем единое таможенное пространство в рамках ЕАЭС, то есть надо проходить таможню при входе в ЕАЭС и потом уже нет необходимости проходить ее дважды (между Россией и Казахстаном, Россией и Беларусью). От этого компания, которая отправляет груз, получает выгоду – у него меньше идет бумаг, меньше времени на оформление, а груз идет быстрее.
Украина не входит в этот союз, поэтому любая поставка груза через Украину будет требовать дополнительного времени на растаможку. Да и как там вообще добраться до Украины? Была идея с мультимодальными перевозками паромами по Черному и Каспийскому морям, но это сложно. А через железную дорогу в Казахстане и России или России и Беларуси гораздо удобнее получается. Поэтому Украина хотела бы быть, но это же пока просто амбиции, которые не подкреплены реальными предложениями. Они запускали мультимодальный поезд в Китай через Черное море, Каспий и Казахстан, но это оказалось невыгодно и быстро очень прекратилось.
Я не думаю, что Беларусь исключат из транзитных цепочек, а пока ее не исключили, надеяться на то, что Украина что-то себе урвет, не стоит. Даже если исключат Беларусь, есть российские порты на Балтике, есть очень мощный порт Усть-Луга: его мощность больше, чем у трех глубоководных портов Украины вместе взятых. Не верю я пока в перспективу украинского транзита как способа зарабатывать деньги, разве что при условии, что в будущем отношения с Россией улучшатся.
– Как попытки углубления сотрудничества Украины и Казахстана согласуются с союзническими отношениями России и Казахстана?
– Казахстан, конечно, пытается проявлять самостоятельность, в том числе и строить отношения с Украиной, и Крым Казахстан не признает официально. А что, Казахстан поддержал Россию, например, в Сирии? Нет, хотя мог бы отправить хотя бы взвод каких-то инженеров или военных медиков в качестве символической поддержки, но они этого не сделали, хотя есть ОДКБ, например, куда Казахстан входит вместе с Россией. Если вдруг Казахстан будет Украине какое-то оружие продавать, условно говоря, то это России, конечно, не понравится. А просто желание что-то через Украину возить? Могут пытаться. Но повторю – везти в обход России через моря несерьезно.
Источник: Евразия.Эксперт