В прошлом месяце новоизбранный президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров побывал с официальным визитом в Ташкенте. Результаты его поездки вызвали удивление у наблюдателей, ведь лидеры соседних государств смогли сдвинуть с мертвой точки застаревшие проблемы, из-за которых на протяжении многих лет возникали постоянные споры и противостояния. Стороны обсудили ряд важных вопросов и подписали 22 документа, большинство из них составляют меморандумы, но были и значимые, имеющие общерегиональный интерес, к примеру, соглашение, связанное с созданием кыргызского-узбекского инвестфонда с капиталом в 200 млн долларов. К слову, результатом визита кыргызстанского главы государства в Ташкент, стало решение вопроса, касающегося границы. В частности, недавно руководитель ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев доложил ему, что самые трудные вопросы решены и что начался процесс делимитации и демаркации госграницы.
Визит Жапарова в столицу Узбекистана вызвал интерес других центральноазиатских республик, так как, по сути, он стал наглядной демонстрацией того, что теперь центром принятия решений в Центральной Азии становится Ташкент, а не Нур-Султан. То, что сейчас решаются важные региональные проблемы, конечно же, является заслугой Шавката Мирзиёева, эти процессы стали активнее, когда он стал руководить страной. Улучшились взаимоотношения с соседними странами в экономике и в гуманитарной сфере. Стали активно решаться вопросы, касающиеся положения анклавов, пограничные и земельные проблемы, споры из-за водохранилищ и гор. И сейчас узбекистанское руководство предстало в наилучшем свете, пойдя навстречу соседней стране, которая, в сущности, намного слабее. И то, что стороны достигли консенсуса в решении такой серьезной проблемы, является хорошим знаком и примером для других стран.
Казахстан же, все время претендовавший на особую роль в ЦА, к решениям в Ташкенте никакого отношения не имел. Теперь же появилась опасность, что его влияние в регионе снизится из-за железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Вопрос, затрагивающий ее строительство, обсуждается уже более четверти века, и, возможно, в скором времени, невзирая на трудности, и он также начнется активно решаться. По крайней мере, сейчас Узбекистан и Кыргызстан приглашают руководство Российских железных дорог принять участие в реализации этого проекта, и это указывает на то, что он может состояться.
В свою очередь, Китай также заинтересован в появлении альтернативных маршрутов с целью усиления своего влияния в Центрально-Азиатском регионе и ограничения монопольного положения нашей страны в качестве транзитера грузов. Так как зависеть от транзитеров Казахстана власти КНР не хотят, они предпочитают быть монополистом или влиять на конкуренцию республик ЦА в борьбе за товарные потоки Китая. При этом Китай может получить значительные экономические преференции, например снижение тарифов или предоставление транспортным компаниям наиболее выгодных условий.
В конце февраля Садыр Жапаров посетил Москву, его визит развеял опасения российской власти, существовавшее относительно него. Ранее президент Кыргызстана постоянно твердил, что является другом России и сохранит прежние внешнеполитические ориентации, это старалось донести и его окружение. И сейчас руководство России воспринимает его намного лояльнее, чем раньше. Мирзиёева очень уважают в Москве. Там о президенте Узбекистана всегда отзываются исключительно в доброжелательном тоне. А строительство АЭС еще больше свяжет страны. Поэтому в России, да и на Западе достаточно положительно отнеслись к сближению Ташкента и Бишкека. Запад постоянно говорит, что республикам нужно сохранять суверенитет и договариваться самим, без третьих лиц. В связи с этим сегодняшние отношения Узбекистана и Кыргызстана его тоже пока устраивают.
Данный процесс развития отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном, которые решили все спорные пограничные вопросы и сейчас наращивают торговый оборот между собой, меняет геополитическую расстановку сил в Центральной Азии, выводя на первое место в качестве лидера всего региона именно Ташкент. Строительство ККУЖД, как и другие совместные логистические и индустриальные проекты, лишь закрепят данное положение, не говоря уже о возведении АЭС в Узбекистане. Смена ролей, естественно, приведет к тому, что потоки китайских и российских инвестиций также будут перенаправлены в Ташкент. Это серьезный сигнал Нур-Султану о необходимости недопущения дальнейшего охлаждения отношений с союзниками по ЕАЭС и партнерами по ШОС, так как данная линия может только ускорить отставание РК от своего главного конкурента в регионе.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: xabar.uz