Казахстанский экономист Руслан Султанов обращает внимание на системную проблему в работе государственного аппарата — смешение отраслевых и экономических функций в одном ведомстве. По его мнению, это приводит к снижению прозрачности и эффективности, а также создает коррупционные риски.
Как отмечает эксперт, отраслевые министерства, такие как Минздрав или Минпросвещения, изначально создавались для разработки политики и стандартов. Однако со временем они взяли на себя несвойственные им экономические функции: расчет тарифов, планирование бюджета, проведение закупок. При этом профильные экономические ведомства остаются в стороне от этих процессов. Ярким примером является Министерство здравоохранения, которое одновременно определяет стандарты лечения, закупает лекарства и контролирует цены, что создает внутренний конфликт интересов.
Руслан Султанов предлагает провести четкое функциональное разграничение. По его мнению, отраслевые министерства должны концентрироваться исключительно на своей предметной области: разработке стандартов, контроле качества, развитии инфраструктуры и кадров. Все финансово-экономические функции, включая расчет затрат, анализ эффективности, проведение закупок и оценку тарифов, должны быть переданы экономическому блоку (Минфин, МНЭ) или независимым агентствам. Экономист убежден в том, что такой подход повысит прозрачность, а также снизит влияние лоббизма и обеспечит более рациональное использование бюджетных средств.
В здравоохранении, согласно позиции Султанова, Минздрав должен формировать перечень жизненно важных лекарств и клинические протоколы, в то время как независимые экономические структуры занимались бы расчетом справедливых цен и оптимальных механизмов закупок. Аналогичная логика применима и к сфере образования. Передача функций распределения государственных грантов межведомственной комиссии с участием Минфина и экспертов позволила бы объективно оценивать стоимость обучения, освободив Министерство для концентрации на содержании образовательных программ и вопросах аккредитации.
Эксперт аргументирует необходимость реформы целым рядом ожидаемых преимуществ. Речь идет о росте прозрачности за счет сквозного контроля между ведомствами и углубленной профессионализации, когда эксперты каждой сферы занимаются своим прямым делом. Четкость в отчетности и контроле, а также повышение эффективности бюджетных расходов благодаря независимой финансовой оценке являются другими важными факторами. Кроме того, разделение функций будет стимулировать частный сектор через снижение административных барьеров, что создаст условия для здоровой конкуренции.
В завершение Руслан Султанов предлагает конкретный план действий. Первоочередной мерой могло бы стать проведение функционального аудита министерств для разделения задач на профильные и экономические. Следующим логичным шагом видится создание независимых структур для оценки экономической эффективности в социальных секторах. Важным условием успеха является внедрение обязательной межведомственной процедуры согласования всех решений, имеющих финансовые последствия. Параллельно необходим переход к публичной отчетности ведомств по результатам, а не по объему освоенных средств, а также упрощение доступа частных организаций к государственным программам.
Султанов полагает, что такое разделение ролей не усложнит, а, наоборот, сделает систему управления более устойчивой, что в долгосрочной перспективе повысит качество госуслуг и доверие к ним.




