Судебная защита нарушенных прав и законных интересов выступает основополагающим механизмом обеспечения высокого уровня правопорядка в обществе, отмечает политолог Эдуард Полетаев. Он также подчеркивает, что в соответствии со статьей 12 Конституции Республики Казахстан, в стране «признаются и гарантируются права и свободы человека».
Эксперт напоминает, что с первого июля в республике начали свою работу три самостоятельных кассационных суда, которые специализируются на уголовных, гражданских и административных делах. Это стало важным этапом в реформировании судебной системы страны.
Решение, инициированное президентом Касым-Жомартом Токаевым, подчеркивает политическую волю по совершенствованию принципов правосудия, а также обеспечению его доступности и повышению доверия граждан к судебной системе, указывает Эдуард Полетаев.
Политолог уточнил, что кассационный суд не пересматривает дело по существу, а проверяет, не было ли нарушений процессуальных и материальных норм. В том случае, если он обнаруживает ошибки, допущенные нижестоящими судами, то может отменить или изменить их решение, направить дело на новое рассмотрение или вынести новое решение.
По словам эксперта, организация данных судов предоставляет дополнительные гарантии справедливого правосудия, так как новые судебные органы организационно и инстанционно обособлены, они будут проверять судебные акты нижестоящих судов на некотором удалении от них. Это, в свою очередь, должно способствовать объективности судопроизводства.
В то же время некоторые критики в социальных сетях, в том числе бывшие судьи, решили, что новые звенья судебной системы представляют собой некий «четвертый уровень», который якобы нарушает Основной закон страны.
Полетаев подчеркивает, что кассационные суды учреждены на основании Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей», и не имеют признаков исключительности или политической подоплеки, как это было бы в случае чрезвычайных судов. Эти суды действуют в рамках общей кассационной функции, ранее выполнявшейся коллегиями Верховного суда.
При этом они действуют в рамках полномочий, делегированных ВС, и преследуют три простые цели: обеспечить единообразие судебной практики, защиту прав граждан на справедливое разбирательство и более эффективный контроль за соблюдением закона.
Эдуард Полетаев не исключает, что организация работы вновь образованных судов может иметь некоторые недостатки, ведь они работают лишь несколько дней, их еще не увидели в деле. Кроме того, любое нововведение требует отладки и времени. Политолог убежден в том, что все это в своей совокупности не должно оказывать влияния на прогрессивный характер реформы. Например, зарубежный опыт свидетельствует о том, что кассационные суды успешно функционируют в передовых государствах мира.
Эксперт обращает внимание на тот факт, что без качественной работы судов невозможно ни экономическое развитие, ни защита прав и свобод личности, ни стабильная политическая система. Он отмечает, что правильно устроенная и хорошо работающая судебная система является фундаментом для правового государства и главного его признака – верховенства права.
Судебная система Республики Казахстан меняется, из чего можно сделать вывод, что она не идеальна, но стремится к совершенствованию, заключил Эдуард Полетаев.