В отношении известной защитницы прав заключенных Елены Семеновой было подано сразу несколько исков со стороны сотрудников исправительных учреждений, что сразу вызвало волну негодования в социальных сетях. Ряд активистов выдвинули лозунг «Защитим Елену Семенову!», который получил поддержку среди многих участников различных групп в фейсбуке. Разные правозащитники и адвокаты в своих публикациях пришли к выводу, что данная травля направлена на то, чтобы заставить её отказаться от дальнейшей деятельности в деле защиты осужденных.
Самые громкие разоблачения коррупции и обнародованные факты пыток в местах лишения свободы уже привели за последние несколько лет к отставкам руководителей ряда учреждений, к возбуждению ряда уголовных дел и даже к осуждению некоторых сотрудников. Елена Семенова ответила на вопросы «Эха Казахстана», прокомментировав ситуацию, связанную с подачей такого большого количества исков.
– Э.К. Сколько на данный момент подано на Вас исков и какие учреждения это инициировали? В чем суть исков?
– Е.С. Было подано сразу четыре иска: от начальника учреждения учреждения УК 161/2 г. Костанай, от заместителя начальника по лечебно-профилактической работе республиканского государственного учреждения «Учреждение УК -161/2 Мырзалы Гүлмизра Әбдіхалыққызы, от начальника учреждения ЕС-166/4 п. Заречный, а также от начальника учреждение ЖД-158/7.
У всех пострадала деловая репутация, и они просят опровержения, а у Мырзалы Гүлмизра Әбдіхалыққызы пострадала еще честь и достоинство.
– Э.К. Какие цели ставят перед собой сотрудники колоний этими исками?
– Е.С. Думаю, что единственная цель, чтобы я не писала об учреждениях, не публиковала видео и фото, то есть, чтобы я замолчала. Они пытаются это сделать на протяжении уже многих лет.
– Э.К. Сталкивались ли Вы с подобными исками в прошлом? Какие претензии предъявлялись Вам со стороны сотрудников?
– Е.С. Да, в 2018 году было два иска по защите чести и достоинства от сотрудников с учреждения ОВ-156/15, один из сотрудников выиграл иск, один проиграл.
– Э.К. Оказывались ли другие формы давления и звучали ли угрозы в Ваш адрес?
– Е.С. Осужденные иногда говорят о том, что сотрудники в мой адрес высказывают угрозы. Однако несмотря на эти иски и угрозы физической расправы я вовсе не намерена прекращать свою деятельность!
– Э.К. Какова сейчас ситуация с пытками и издевательствами в колониях и СИЗО?
– Е.С. Судя по происходящей ситуации, в учреждениях Казахстана продолжается насилие в отношении осужденных. Если хочешь хорошо сидеть, то плати, а ремонт и покупка стройматериалов порой производится за счет осужденных, лекарства также за счет осужденных. Питания нормального нет, в учреждениях нарастает агрессия между осужденными, неравенство и привилегии для одних осужденных, которые иногда издеваются над другими, приводят к конфликтам. Буквально совсем недавно мне сообщили о таком конфликте, где есть пострадавшие. Пока озвучивать подробности не могу, думаю, что позже смогу написать об этом.
– Э.К. Есть ли прогресс в деле уменьшения таких случаев, и проявляется ли как-то на практике гуманизация системы, анонсированная руководством МВД?
– Е.С. Нет, как мною ранее писалось в одной из публикаций, сотрудники КУИС МВД пытаются изменить ситуацию, но на местах все их намерения игнорируются. При этом существует полная круговая порука между сотрудниками и прокурорами.
Как показал первый процесс по иску начальника учреждения УК-161/2, ответы, предоставленные мне на мои заявления просто недостоверны и не соответствуют действительности. Что можно говорить о простых заключенных, пытающихся добиться справедливости? Как вообще защищаться осужденным и их родственникам, когда им предоставляют просто отписки, якобы проводят служебные расследования и, как выяснилось в моем случае, которые практически существуют просто на бумаге.
В итоге на одном из последних судебных процессов, то, что говорили осужденные опровергают свои же собственные свидетельские показания , которые подтверждали все то, о чем написано в моих публикациях. Ранее они в первых показаниях ставили под сомнение то, что написано в официальных ответах прокуратуры и в результатах служебного расследования.
Конечно, не все осужденные подтверждали позицию администрации. Так, был такой свидетель господин Ундаганов, фигурирующий на опубликованном мной видео. Вот он дал очень правдивые показания и главное хорошо ответил на мой поставленный вопрос, который я хочу задать прокурору. Но о своем процессе, и все что там будет происходить, я напишу чуть позже.
Фото: centralasian.org