Буквально недавно в столице Австрии произошла серия террористических атак, в результате которых погибли как минимум 4 человека. Произошедшее в Вене показало, что проблема терроризма остается актуальной и по сей день. В Казахстане эта тема тоже обсуждается, но для большинства наших граждан она остается далекой и чужой, так как поводов для агрессивных нападений у нас в стране, вроде как, и нет. Однако, как показывает практика, все теракты, будь то нападения, подрывы или расстрелы, происходят внезапно. Поэтому возникает вопрос, а готова ли наша страна к атакам террористов?
Теракты сегодня прочно ассоциируются с религиозным экстремизмом, и эти понятия часто употребляются вместе. Не исключение в этом плане и наше государство. Однако увидеть реальную ситуацию с экстремизмом и терроризмом в Казахстане не представляется возможным, поскольку большая часть подобных дел у нас попросту засекречена. На судебные процессы власти не допускают даже родственников обвиняемых в терроризме. Поэтому ни в СМИ, ни в общество почти не поступает информации, лишь иногда комитет нацбезопасности делает заявления, мол – обезврежена группа лиц, которые планировали устроить теракт.
В связи с этим может создастся впечатление, будто террористы у нас какие-то «недоделанные», а борьба с ним ведется исключительно для осваивания средств, выделяемых из республиканского бюджета. Да, на противодействие и профилактику терроризма власти направляют огромные деньги, но и сама проблема ни куда не ушла и до сих пор является актуальной. За последние десять лет в Казахстане погибли десятки граждан из-за террористических атак. В основном целью террористов были сотрудники силовых структур.
Практика показывает, что можно ожидать всего. Но ждать и быть готовым это не всегда одно и то же. Если основательно не подготовиться, то все может произойти так, как с первой волной коронавируса в Казахстане. Вроде бы власти приняли меры по предотвращению распространения инфекции: выставили блокпосты и запретили людям выходить на улицу без маски. Но когда произошла вспышка, ни наше руководство, ни сами граждане оказались не готовы: больницы переполнены, медицинских препаратов в аптеках нет, а если и есть, то продаются по «космическим» ценам.
Разумеется, теракты не все одинаковы и к ним нужно готовиться по-разному. Но борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом должна вестись в первую очередь социально-экономическими методами, а именно, через повышение уровня жизни населения, предоставление всем качественного и бесплатного образования и медицины.
Грамотные и имеющие работу молодые люди не пойдут к джихадистам, но в реальности мы имеем деградирующую школу, массовую безработицу и социальное недовольство во многих слоях общества. Показательным примером стало то, что семь лет назад более трехсот молодых рабочих из Жезказгана, трудившихся на предприятиях корпорации «Казахмыс», поехали воевать в Сирию. Если бы у них была высокая зарплата и защищенность поддались ли бы они на религиозную пропаганду?
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: antiextremizm.ru