События, произошедшие в Жамбылской области, породили множество версий. Редакция «Эхо Казахстана» совместно с политологом Игорем Шестаковым попыталась разобраться в причинах возникновения конфликта, в том кому это может быть выгодно и какие могут быть последствия.
-Э.К. Как вы считаете, что могло послужить причиной массовых беспорядков в Кордайском районе Жамбылской области?
– И.Ш. Сейчас очень много версий по горячим следам этих событий. Среди них хватает и конспирологических. Но я думаю, что выводы делать рано, но уже, можно сказать, что всё это произошло не спонтанно. В качестве подтверждения могу сослаться на брифинг, который прошёл буквально накануне с участием ветеранов силовых структур, представителей диаспоры именно вот этого Кордайского района. Эту информацию опубликовали СМИ Казахстана. Мне кажется, что эта версия наиболее близка к реальности и, возможно, всё было подготовлено заранее.
Люди, которые нападали были вооружены. Скорее всего, зачинщики этих трагических событий и те, кто активно принимал участие в них, были заранее готовы и просто ждали сигнал. Поэтому я не думаю, что всё произошло вдруг и случайно. Конечно, для чиновников районного масштаба, и для местных сотрудников правоохранительных органов, возможно, и выгодно сказать, что всё было хорошо, тихо, дружно, спокойно и поводов для беспорядков не было.
– Э.К. А как на этот инцидент отреагировали в правительстве?
– И.Ш. Президент Токаев одним из первых сообщил о ситуации в этом районе в своём твиттере, опередив многие СМИ. Это можно считать знаковым моментом. Президент не стал дожидаться, когда появится официальная информация, а сообщил сам, чтобы у людей было понимание о происходящем.
– Э.К. В некоторых СМИ появилась информация, что события в Жамбылской области являются частью операции «Шапрашты», направленной против Касыма-Жомарта Токаева. Как вы думаете, такие предположения имеют под собой почву?
– И.Ш. В любом случае это происшествие будет влиять на внутриполитическую ситуацию. Но, я не думаю, что это какая-то спецоперация именно против действующего президента со стороны группировок, рвущихся к высшему государственному посту. Во-первых, эти события носят межнациональный характер.
Если взять пример, декабрь 2011 года, события в Жанаозене, вот там было больше политического действа. Когда всё началось с забастовки на нефтедобывающем месторождении, а привело к крупнейшей за всю историю независимого Казахстана акции протеста с применением огнестрельного оружия. И там выдвигались требования вплоть до отставки Назарбаева. При этом там не было никакого национального вопроса, в большей степени там доминировал политический фактор.
Потом присоединились мародёры и число погибших составило 15 человек, не считая пострадавших. Вот там были настоящие революционные действия, а здесь ситуация абсолютно противоположная.
Я бы хотел добавить, что, возможно, в таком развитии событий могли быть заинтересованы и внешние игроки, которые в последнее время пытаются оказать давление на руководство Казахстана в вопросах поддержки мусульман, проживающих в Китае, в том числе этнических казахов.
– Э.К. Были ли предпосылки для возникновения этого конфликта?
– И.Ш. Безусловно ,были проблемы внутри этого района. Как известно, дунгане живут по принципу махали, то есть довольно обособленно. Сейчас появляется много информации о том, что там были столкновения и раньше. В первую очередь прецеденты с молодёжью, которая жила в соседних сёлах. В одной школе учились представители казахской и дуганской национальности. И такие вспышки не были редкостью. Поэтому мне кажется, что здесь в первую очередь проблема районных властей. Проблема эта возникла не сегодня, она имеет долгую историю. Я не думаю, что беспорядки были направлены на дискредитацию президента.
– Э.К. Как вы считаете, будут ли сделаны выводы и какие будут приняты меры по результатам расследования этого инцидента?
– И.Ш. Произошедшее точно отразится на местных властях, поскольку именно они эту ситуацию упустили. Об этом, в общем-то, говорил в своих первых оценках и Токаев. Не эффективно сработали и правоохранительные органы, которые должны были более оперативно остановить тех, кто поджигал дома и нападал с арматурой. Это первое. Второе – это, конечно, общественная критика аморфно — формальной деятельности Ассамблеи Народов Казахстана. Вот чей имидж, мне кажется, пострадал в большей степени. Ассамблея Народов Казахстана вместо того, чтобы четко обозначить свою позицию, выступила с общими словами: «не допускать, нужен мир» и так далее.
Я думаю, что Токаеву придется пересматривать то наследие в межнациональной политике, которое ему досталось от бывшего президента. Я так понимаю, что сегодняшний день формирует новые вызовы для руководства Казахстана. Казахстан – страна многонациональная, поэтому, политика государства, направленная на поддержание межнационального мира, будет пересматриваться исходя из тех вызовов, которые в республике существуют.
Фото: lada.kz