Советник президента Соединенных Штатов по национальной безопасности Джон Болтон объявил, что Вашингтон принял решение направить к иранским берегам авианосную ударную группу “Авраам Линкольн” и оперативную группу бомбардировщиков. В ответ представители Ирана заявили, что нанесут Соединенным Штатам “удар в голову”, если Белый Дом пойдет на силовые действия против страны. Такое заявление сделал бригадный генерал иранского Корпуса стражей исламской революции Амир-Али Хаджизаде.
Отметим, что недавно президент Ирана Хасан Рухани объявил, что страна приостанавливает продажу обогащенного урана и тяжелой воды на 60 дней. Этот запрет последовал в ответ на нарушение Вашингтона своих обязательств по ядерной сделке, а также на основании положений ядерного соглашения СВДП.
Президент США Дональд Трамп 8 апреля 2019 года принял решение внести Корпус стражей исламской революции (КСИР) в список иностранных террористических организаций. Вашингтон мотивировал это действие тем, что КСИР принимает активное участие в террористической деятельности, снабжает денежными средствами, а также внедряет терроризм в механизмы государственной политики. В свою очередь, Тегеран включил в список террористических организаций Центральное командование Вооруженных сил США.
В воздухе запахло угрозой полномасштабных боевых действий. В свою очередь война способна вовлечь в свою орбиту многие страны региона, ведущие державы мира, а также существенно повлиять и на бывшие советские республики Центральной Азии. Эти события сразу же могут поставить вопрос о нахождении на их территории американского транспортного маршрута для переброски военных грузов в Афганистан для поддержки там контингента НАТО и Пентагона. Ведь Афганистан может стать также трамплином для ведения боевых действий как против Ирана, так и против Китая.
Резко могут активизироваться боевики террористических группировок в Афганистане с целью нейтрализации сил ОДКБ. Небезынтересна в этой ситуации для ведущих участников ШОС и ОДКБ будет и дальнейшая судьба военных и полувоенных организаций и учреждений США на территории Казахстана и стран Центральной Азии. Речь идет в первую очередь о военных лабораториях двойного назначения по изучению опасных возбудителей заболеваний, которые могут стать в перспективе стационарными биологическими бомбами.
Ситуацию прокомментировал ведущий специалист Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов. По его мнению, эскалация конфликта между США и Ираном может коснуться республик Центральной Азии и даже спровоцировать появление новых очагов силового противостояния. В частности, силы США и НАТО в Афганистане могут использоваться для нападения на Иран, а исламские боевики с территории того же Афганистана могут также извлечь выгоду из ситуации и напасть на Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, повторяя события конца девяностых и начала нулевых.
«Эскалация конфликта может привести к полномасштабным боевым действиям. И в этой ситуации проявилась мудрость руководства России, которое инициировало принятие соглашение о правовом статусе Каспийского моря, когда напрочь был поставлен заслон появлению там американских баз. Этим была предотвращена угроза втягивания в конфликт ряда бывших советских республик Центральной Азии на стороне Запада. Однако транспортный маршрут через Казахстан для поддержки американских войск и солдат стран НАТО в Афганистане сохранился, а афганский контингент сил Пентагона может быть развернут на восточной границе Ирана. Кроме этого, боевики исламских террористических группировок могут воспользоваться военными столкновениями между Ираном и США и нанести удар по Таджикистану, Узбекистану и Кыргызстану. Подобный американо-иранский конфликт станет им удобной шумовой завесой для приготовлений к собственному нападению. Не надо никому лишний раз рассказывать, что ряд террористических группировок также курируется и поддерживается со стороны спецслужб западных стран и могут стать орудием для дестабилизации общей ситуации в регионе. Мы прекрасно помним, как разворачивались события на границе с Афганистаном в конце девяностых и начале нулевых, и никто не застрахован от их повторения», – считает эксперт.
У. Бабагулов также считает, что крупномасштабная война может отрицательно повлиять и на Казахстан, так как Вашингтон рассматривает Нур-Султан своим главным стратегическим партнером Центральной Азии. Воздействие наверняка будет косвенным, но дестабилизирующее воздействие от активизации боевиков или экономических последствий может превысить все видимые или призрачные дивиденды от партнерства с Вашингтоном.
Фото: ИА Regnum