Ежегодно в первое воскресенье августа в Республике Казахстан отмечается День работников транспорта. Причастных к нему очень много, подчеркивает политолог Эдуард Полетаев. Водители, диспетчеры, машинисты, проводники, летчики, стюардессы, технический персонал – вот лишь неполный список профессий, имеющих непосредственное отношение к празднику.
Казахстан обладает большой территорией и расположен на стыке Европы и Азии, в связи с чем транспортная инфраструктура играет большую роль в развитии экономики страны и региона в целом, указывает эксперт. При этом низкая плотность населения, отдаленность населенных пунктов друг от друга, нарастающие транзитные возможности делают транспортную отрасль одним из знаковых приоритетов реформ.
Страна заинтересована в развитии и модернизации своей транспортной отрасли, и руководство уделяет этой проблеме особенное внимание, что является закономерным. Отрасль выступает одной из основных составляющих экономики республики, связывающей большой объем отношений, в том числе по производству, распределению и обмену товарами, и способствующей устойчивому развитию государства.
«Транспортная система – движущая сила экономики, гарант прогресса и процветания», – подчеркнул президент Касым-Жомарт Токаев на торжественной церемонии в честь профессионального праздника, который в этом году приходится на 3 августа. Казахстанский лидер лично вручил государственные награды специалистам отрасли, отметив их вклад в развитие логистики и инфраструктуры страны.
В своем выступлении Токаев высказался о достижениях и будущих планах в отрасли. Например, сейчас Казахстан активно развивает Транскаспийский международный транспортный маршрут, строит логистические центры и склады. Один из проектов, железнодорожный участок Достык – Мойынты, получит вторую линию, что увеличит объем перевозок в пять раз, а его реализация ведется отечественными подрядчиками.
Кроме того, запущено строительство новых железнодорожных линий, включая Мойынты – Кызылжар, Дарбаза – Мактаарал и Аягоз – Бакты, а в конце года завершится строительство обводной линии в обход Алматы. Это, в свою очередь, позволит сократить сроки доставки и снизить нагрузку на городскую инфраструктуру.
Политолог указывает на тот факт, что в минувшем году в аэропортах Алматы, Шымкенте и Кызылорде начали работу новые терминалы, значительно увеличившие пассажиропоток. Ведется строительство аэропортов в Зайсане, Катон-Карагае и Кендерли, а также будет восстановлена воздушная гавань в Аркалыке. К слову, расширяется и география авиасообщения. Так, сегодня Казахстан связан прямыми рейсами с более чем 30 странами, и это не предел.
Что касается автомобильного транспорта, то в прошлом году было введено в эксплуатацию семь тысяч километров автодорог. Обновлены участки Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Караганда – Алматы, Актобе – Атырау – Астрахань. Построен мост через Бухтарминское водохранилище, а также открыт первый в стране автомобильный туннель на перевале Шакпак-Баба. По словам Эдуарда Полетаева, данные проекты улучшают транспортную доступность и повышают уровень жизни в регионах страны.
После выступления состоялась церемония награждения, отмечает политолог. Звание «Қазақстанның Еңбек Ері» получил Калтай Самбетов, проработавший в железнодорожной отрасли 66 лет. Отмечены заслуги Бориса Исинаманова, Владимира Аверкина, Каната Шаймина и Андрея Горвата почетным званием «Қазақстанның көлік саласының еңбек сіңірген қайраткері». Также группе граждан за вклад в развитие транспорта и инфраструктуры вручены ордена и медали.