Слухи о наплыве афганских беженцев в нашу страну неуместны, и казахстанцам не о чем беспокоиться, подчеркнул в интервьюzakon.kzзаместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Санат Кушкумбаев.
В связи с последними событиями в Афганистане казахстанское общество сотрясают слухи, что в страну “вот-вот прибудут десятки тысяч афганцев, которые якобы будут размещены в Туркестанской области”.
Распространялись в соцсетях и ложные сообщения о том, что в Шымкенте уже готовятся ко встрече беженцев из Афганистана. Но в Министерстве иностранных дел РК и в акимате Шымкента отметили, что подобного рода информация не соответствует действительности. Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Санат Кушкумбаев дал подробный комментарий по возникающим слухам и фейкам в отношении “наплыва афганских беженцев” в нашу страну.
Касательно ситуации с беженцами в Афганистане следует отметить, что ни о каком наплыве беженцев в Казахстан речи быть не может, тем более, о массовом наплыве, – говорит Санат Кушкумбаев. – Прежде всего, Казахстан не граничит с территорией Афганистана. Там есть и наши соседи – Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, но и в эти страны тоже нет наплыва беженцев. По ситуации мы видим, что в Афганистане сейчас завершена активная фаза боевых действий, власть фактически перешла к движению “Талибан” (организация, запрещенная на территории Казахстана и других стран), и они контролируют все контрольно-пропускные пункты, практически взяли границу со странами Центральной Азии, то есть северную границу Афганистана, еще более месяца назад, и уже тогда бы шла речь о каком-то наплыве беженцев. Поэтому этого нет.
Традиционно надо отметить, что афганские беженцы располагаются на территории соседних Пакистана и Ирана, имеющих самую протяженную границу с этой страной. По оценочным расчетам, здесь около 1,5 миллиона беженцев. Из них 700-800 тысяч находятся на территории Ирана, остальные – в Пакистане.
Говоря об этом, эксперт подчеркнул: “То, что происходит сейчас в Кабуле и в кабульском аэропорту, это, конечно, кризис, связанный и с шоком, испугом. Но надо отметить, что Кабул – это центр и предыдущего политического режима, и множества международных организаций, и военных (иностранной коалиции), которые там были. Это обслуживающий персонал, люди, которые сотрудничают, и так далее. Конечно, они напуганы и стремятся покинуть страну или на волне эмоционального страха пытаются переместиться из города. Речь идет об этом”.
Ну а на северной границе, то есть со стороны Центральной Азии, никакого ажиотажа не наблюдается, – подчеркнул Санат Кушкумбаев. – Буквально несколько дней назад там по согласованию и с разрешения властей Узбекистана пересекли границу десятки военнослужащих афганской армии, местных полевых командиров, которые были не согласны с движением “Талибан”. А до этого, когда еще в начале лета шли бои, были перемещены на территорию Таджикистана, но через некоторое время опять вернулись, получив гарантии своей неприкосновенности. Так что речь идет о таких аспектах.
И, конечно же, речь не идет о том, что в страны Центральной Азии будет наплыв беженцев или что мы готовы их принять. Никто официально не обращался с подобными просьбами, и даже если пойдет речь о размещении какого-то довольно ограниченного количества беженцев, то это будет происходить по линии ООН, членами которой мы все являемся. В принципе, это и гуманитарный долг, и соседский долг, и общечеловеческий долг. Если вопрос будет так стоять.
По мнению эксперта, основной поток потенциальных беженцев или перемещенных лиц в связи с установлением нового режима в Афганистане ориентирован на благополучные развитые страны Запада. Поэтому, безусловно, Европейский союз, опять же, является магнитом, притягательным местом для мигрантов. Это было в Сирии, это было в Ираке, и сейчас многие афганцы, которые намерены эмигрировать, выбирают, прежде всего, западные страны. Это основной такой поток мигрантов, считает он.
Сегодня, в период перехода, транзита власти и завершения активных военных действий, видно, что талибы заинтересованы в том, чтобы произошла стабилизация, они намерены перенять полицейские функции, в том числе по охране общественной безопасности. Это, в принципе, то, что ожидают сейчас и соседи Афганистана, и международные сообщества, поэтому в этом контексте подобного рода вбросы, слухи о наплыве беженцев неуместны, и казахстанцам не о чем беспокоиться.
Более того, граница с Афганистаном со стороны Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана сейчас закрыта, там нет никаких перемещений лиц и так далее. Безусловно, на период дестабилизации, транзита власти граница будет закрыта, это позиция данных стран, и она находит понимание и с той стороны границы, и в целом со стороны международного сообщества.
Конечно, когда речь идет о гуманитарной миссии, о помощи в отношении беженцев и так далее, каждая страна и все международные сообщества с соответствующим резервом, особенно по линии ООН, оказывают поддержку беженцам, принимают их. Это как был случай с маршалом Дустумом, лидером узбекской общины, и с Атто Мухаммади Нуром, одним из лидеров таджикской общины, которые со своими сторонниками тоже перешли границу. То есть это все решаемо в индивидуальном порядке, они размещаются в специально отведенных местах и так далее.
В данном случае, повторяю, о каком-то перемещении, тем более, в Казахстан, речи не идет, – отметил Кушкумбаев
16 августа пресс-секретарь Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева Берик Уали распространил информацию, что глава государства не принимал решение по поводу беженцев из Афганистана, и слухи на эту тему неуместны.