Насколько изменилась политическая ситуация в Казахстане после внеочередных выборов и как будут дальше развиваться процессы в связи с планами создания национального совета общественного доверия? Эти вопросы волнуют многих сейчас в стране, и мы решили задать их политологу и экс-дипломату Казбеку Бейсебаеву.
– Э.К. Насколько соответствуют такие низкие результаты представителей парламентских партий «Ак Жол» и Компартии их парламентскому статусу, так как сами партии смогли ранее преодолеть 7-ми процентный барьер?
– К.Б. Эти две партии специально созданы властями для создания видимости многопартийности в политической жизни страны. Стоит напомнить, что первую партию «Ак жол» сначала раскололи, а потом на основе одной части создали уже новую партию «Ак жол». Так же нужно сказать, что прежде, чем создать Коммунистическую народную партию Казахстана КНПК, ликвидировали настоящую коммунистическую партию. В Казахстане результаты выборов определяются заранее, а голосование – это нечто приложения для выборной кампании, без которого никак нельзя обойтись. В 2007 году во время парламентских выборов власти переусердствовали и парламент на 100% оказался нуротановским. В последующие выборы уже были внесены коррективы и вот уже второй срок 7% барьер преодолевают партии «Ак жол» и КНПК, которые выполняют роль, которую им сверху дали. Чтобы не быть голословным, скажу, что эти две партии голосуют в парламенте так, как правящая партия «Нур Отан». Они также поддерживают все инициативы власти и Лидера нации.
– Э.К. Почему, по вашему мнению, инаугурация президента Токаева прошла спустя два дня с момента голосования?
– К.Б. Это связано с тем, что надо было просто побыстрее провести эту церемонию. По некоторым независимым данным, в ходе президентских выборов были нарушения и случаи фальсификации. Также, по некоторым сведениям, в отдельных участках количество проголосовавших за кандидата Косанова было намного больше, чем по официальным данным. Поэтому полагаю, что не стали откладывать инаугурацию, чтобы, скажем так, никто не успел как-то усомниться в 70% поддержки за кандидата Токаева.
– Э.К. Быстрое подтверждение результатов еще до оглашения первых данных ЦИКом, а также осуждение протестующих со стороны представителя от «оппозиции» Амиржана Косанова вызвало большой резонанс. Как вы думаете, будет ли сейчас в преддверие уже парламентских выборов создаваться «националистическая» партия во главе с тем же Косановым?
– К.Б. Сам Косанов после выборов заявил, что он продолжит политическую деятельность и говорил о намерении создать партию. После его быстрого и неожиданного для его сторонников признания поражения только на основе экзит полов, Косанов потерял всех своих сторонников, в том числе из тех, кого у нас называют национал-патриотами. Поэтому, если ему власти даже помогут создать партию (а ему власти помогали собрать необходимое количество подписей во время выборной кампании), то в любом случае шансов у него нет никаких. Можно сказать, что Косанов, как политик, свое уже отыграл.
– Э.К. Токаев заявил и во время брифинга после выборов, и во время инаугурации, что будет создан национальный совет общественного доверия, который заработает уже в августе и куда войдут представители разных организаций. Насколько в нынешних условиях это будет действенным механизмом по разрешению острых социальных и политических вопросов, памятуя об аналогичной «земельной комиссии», созданной властями после митингов 2016 года?
– К.Б. Идея властей понятна. Они хотят создать некую диалоговую площадку, чтобы представители гражданского общества смогли высказать свои предложения. Однако, такое в истории Казахстана уже было. В 2004 году с такой же целью создавали Национальную комиссию по демократии НКВД, теперь ее мало кто помнит. Сейчас при каждом министерстве и акимате существуют общественные советы, которые тоже, вроде, доносят до властей глас народа. Но про них тоже ничего не слышно. Таким образом, в Казахстане всякие советы для взаимодействия с народом создавали, а толку нет, всего лишь имитация. Поэтому отношение к созданному совету скептическое. Кроме того, чиновники, ответственные за этот совет, ведут рекрутирование членов, как они всё время делали при подобных случаях, то есть тайно, келейно и, таким образом, подбирают лояльных людей. Зная наши реалии, можно только догадываться, как будет построена работа этого Совета. Одни буду говорить, другие слушать и поступать по-своему.
Неверие в этот совет связано еще с одним фактором. Народ после случая с Косановым, когда его «кинули», уже больше не верит никаким обещаниям власти.
И последнее. Даже если в этом совете будут озвучены разные нужные инициативы, это не означает, что они будут реализованы. Грубо говоря, в этом совете власть может послушать все предложения представителей гражданского общества, но что взять, а что не взять, решает тоже власть. Казахстанцы после многих лет обещаний и разных таких диалогов понимают, что для того, чтобы реформировать страну надо быть в органах власти, как маслихаты и парламент, а туда дорога почти закрыта. Следует сказать, что в Казахстане самовыдвиженцам дорога в местные представительные органы – маслихаты закрыта. Чтобы туда попасть нужно быть членом партии, а все партии практически провластные. Получается, что все то, что затеяли власти, это есть очередная имитация, где народ в очередной раз обманут.
– Э.К. Судя по новым перестановкам и назначениям после президентских выборов, как будет выстраиваться кадровая политика нового президента?
– К.Б. Судя по кадровым назначениям, кадровая политика нового президента – это продолжение кадровой политики прежнего президента.
– Э.К. Насколько Касым-Жомарт Токаев будет свободен в принятии важных решений внутренней и внешней политики, учитывая наличие еще одного конституционного органа в лице Совета безопасности, стоящего над всеми ветвями власти, и его бессменного председателя? Прописан ли где-то порядок взаимодействия между президентом и Советом безопасности?
– К.Б. Надо честно сказать, что этот Совет безопасности с особым статусом Назарбаева есть признак двоевластия. Так долго продолжаться не может. У нас по конституции все властные полномочия только в руках президента. В стране накопилось много проблем, которые требуют решения. Иначе, будет хуже. Растут протестные настроения из-за ухудшающегося уровня жизни. Безработица, многодетные матери, теперь вот трагедия в Арыси. Для того, чтобы решать эти проблемы надо что-то менять, опираться на новые кадры, кого-то надо убирать. Надо называть тех, кто виновен в проблемах, взрыв в Арыси чего стоит, и наказывать. В противном случае, за всё это будет нести ответственность новый президент сам. Еще у нас говорят, что две головы барана в один казан не помещаются.
– Э.К. В своей речи новый президент много времени уделил социальным вопросам и жизненного уровня граждан. Является ли это сигналом к изменению государственной политики в социальной сфере?
– К.Б. Сейчас приняли решение списать задолженность по потребительским кредитам многодетным матерям и социально уязвимым слоям населения. Безусловно, новой власти надо реально решать проблемы граждан, а их, как уже было сказано, накопилось очень много. Одно дело заявить, а другое дело реализовать. Все эти вопросы улучшения уровня жизни граждан требуют денег, а сейчас с этим делом в Казахстане сложно. Прежних высоких доходов нет, а кубышка в Национальном фонде уменьшается. Кроме того, ничего особенного не было сделано по диверсификации экономики, созданию новых производств и, соответственно, созданию рабочих мест.
Когда были большие доходы, руководство страны больше занималось проведением затратных и ненужных мероприятий. Одно ЭКСПО обошлось нам в копеечку. Как в известной басне, когда Стрекоза всё лето пропела и к зиме не подготовилась. Пришло время платить по счетам.
Фото: из социальных сетей