Президент международного фонда защиты слова «Эдил соз» Тамара Калеева заявила, что идея ужесточения наказание за клевету невозможна, так как она противоречит международным обязательствам Казахстана.
«Я очень надеюсь, что речи, сказанные на любых собраниях любых партий, не являются жестким указанием, которое генеральная прокуратура и мажилис обязаны выполнять. У нас есть обязательства по международному пакту о гражданских и политических правах, у нас есть рекомендации, которые мы обязаны выполнить, а предложение ужесточить наказание, издав какой-то особый закон, чего вообще нет ни у одной страны-члена ООН, это без комментариев», – сказала Калеева.
Она подчеркнула, что ООН ранее рекомендовала Казахстану декриминализировать клевету.
«Все международные организации, которые мониторят исполнение Казахстаном международного пакта о гражданских и политических правах – комитет по правам человека ООН, совет по правам человека ООН и другие – они все при каждом отчете Казахстану дают рекомендацию декриминализовать клевету и оскорбление», – пояснила она.
Президент фонда отметила, что Казахстан не давал обязательств обговорить вопросы по декриминализации клеветы в отчете по универсальному периодическому обзору.
«При последнем отчете по Казахстану – по универсальному периодическому обзору – власти страны на рекомендации отреагировали так: «Обсудить вопросы декриминализации клеветы и оскорблений в межведомственной группе до конца 2017 года». В 2018 году на заседании диалоговой площадки по человеческому измерению, которая регулярно проходит в МИД РК, я задала вопрос представителю, было ли такое заседание и что рекомендовала межведомственная группа – и вразумительного ответа я не получила. То есть, реакция на рекомендации международных органов не выполнена», – рассказала Калеева.
Также Калеева уверена, что наказание за клевету мешает распространяться свободе слова на территории государства.
«Есть второй вариант – оставить эту статью в уголовном кодексе, но не предусматривать в качестве наказания лишение свободы. Об этом говорит замечание 34 статьи 19 международного пакта, которое также принято на высших международных уровнях, и в котором говорится, что в том случае, если страна не имеет возможности убрать уголовную ответственность за клевету, необходимо предусмотреть наказание, не связанное с лишением свободы. Лишение свободы за диффамационные поступки никогда не может быть признано правомерным, потому что это ущемляет свободу слова, свободу выражения. Есть множество разработок по этой теме, где говорится, что сама угроза уголовного наказания действует на свободу слова как холодный душ, она ей препятствует, она ее тормозит», – отметила она.
Эксперт заявила, что данный вопрос безрезультатно обсуждается уже более восьми лет.
«Мы занимаемся вопросами декриминализации клеветы так давно, что я прекрасно помню интервью Нурсултана Назарбаева, которое он дал в апреле 2011 года газете Washington Post и могу процитировать практически дословно. Он говорил, что мы делаем клевету фактом не уголовной, а административной ответственности. Причем, не раздумываем, не предполагаем, а «делаем». Это было сказано восемь лет назад. С чем связано требование ужесточить наказание за клевету, я не могу понять», – добавила Калеева.
Напомним, что во время расширенного заседания партии Nur Otan состоявшегося 21 августа, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал издать закон, который ужесточит наказание за клевету.
Фото: news.rambler.ru