Прямые бюджетные потери превышают 50 млрд тенге, а «выжившие» отечественные производители нуждаются в дозагрузке мощностей, – исследование НПП «Атамекен» и Grant Thornton.
Более 31 тыс. компаний закрылись в 2020 году. В результате бюджет недополучил свыше 50 млрд тенге. Поделился результатами исследования, проведенного НПП совместно с Grant Thornton,председатель Регионального совета Алматы, член Президиума Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен» Максим Барышев на CFO Summit 2021. Спикер также озвучил ряд предложений по поддержке бизнеса, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
«Экономика Казахстана потеряла 31 315 компаний в 2020 году. Соответственно эти компании перестали платить налоги. Большая часть из них- 31 159 – относится к малым предприятиям. Наибольшее количество компаний, которые перестали платить налоги, приходится на Алматы – 8,5 тыс. 51 млрд тенге – это сумма налогов, оплаченная в 2019 году предпринимателями, которые перестали существовать в 2020 году. В разбивке по отраслям: оптовая торговля – 4,5 тыс., услуги – 1200, строительство – 1300», – констатировал Максим Барышев.
Что касается созданных в прошлом году субъектов бизнеса, то их было зарегистрировано 13 247. Четыре тысячи из них заработали в Алматы, 2900 – в Нур-Султане, 700 – в Шымкенте. «То есть предприниматели активность свою не потеряли. Разница (по налоговым поступлениям) между тем, что потеряли и что обрели – примерно 10 млрд тенге», – отметил член Президиума Нацпалаты.
Сегодня бизнес сталкивается с рядом проблем, которые нуждаются в решении. С предпринимательской точки зрения существует определенная проблематика в работе государства совместно с предпринимателями. «Один из самых ярких наболевших примеров – изъятие денег из оборота компаний через авансовые налоги и сборы, в том числе РОП и ФСМС. То есть крупные предприятия авансами платят налоги без достижения финансового результата. Они авансируют государство», – уточнил спикер.
Также, по его словам, проблему для «частников» представляет кассовые разрывы в госпрограммах, долгий возврат денег в экономику и отсутствие детальной аналитики всех мер господдержки.
Максим Барышев озвучил ряд предложений по мерам господдержки:
Первое. В первую очередь необходимо обеспечить полную загруженность отечественных товаропроизводителей. Их в стране насчитывается 4 733. «Когда мы загрузим наших товаропроизводителей, в бюджет в полном объеме начнут поступать налоги, а соответственно не будет кассовых разрывов в госпрограммах. Одновременно загруженные предприятия обеспечивают занятость», – добавил он.
Второе. Государству необходимо придерживаться принципа «желтых страниц» и запустить программу поддержки предпринимательства «От идеи до экспорта», в которой на каждом этапе развития бизнеса предоставлять разного рода поддержку.
«Например, у человека есть идея и ему нужно завернуть ее в определенный продукт, посчитать финансовую модель, научиться рассказывать со сцены о продукте и привлекать инвесторов. На следующем этапе – создание прототипа – также нужны определенные меры господдержки. Дальше – производство продукции. Здесь государство может выступить покупателем. Дальше – рост и масштабирование. При любом мероприятии предприниматель сталкивается с этим этапом, когда он дошел до стеклянного потолка. Ему необходимо развитие. Здесь также должна быть отдельная программа, нацеленная именно на это. Допустим, речь может идти о привлечении иностранных спикеров, коучей, которые могут показать иностранный опыт выхода на международные рынки. Далее -экспорт. Сейчас мы получаем валютную выручку в нашу страну за счет продажи сырьевых ресурсов. Я считаю, что каждая производственная компания должна выходить на экспорт и производить эту валютную выручку. В конечном итоге мы будем получать ее не только от сырья, но и от продажи готовой продукции», – отметил спикер.
Третье. Необходимо увеличить оборачиваемость денег в экономике. Это достигается за счет сокращения времени постоплаты по закупкам. Сегодня в госзакупках время постоплаты за поставленные товары, работы и услуги может затянуться до 60 рабочих дней. «Если это время сократить, то деньги пойдут на оборот предприятия. Возможно предприятие не будет финансироваться, а будет использовать уже готовый оборотный капитал. Как минимум, я считаю, нужно уменьшить это количество в два раза. Также необходимо финансирование отечественных товаропроизводителей за счет операторов РОП и ФСМС. За счет оператора РОП – экологические инициативы должны финансироваться, за счет ФСМС предприятия, направленные на медицинский сектор», – полагает Максим Барышев.
Четвертое. Казахстанским товаропроизводителям не хватает сырья меди. В основном этот металл идет на экспорт, так как в свою финансовую модель производители меди вкладывают возврат НДС из бюджета. «Им невыгодно продавать внутри страны, потому что финансовая модель нарушается. Если 12% вернуть из бюджета – это их прибыль. Если предприятие продает в стране, такого возврата НДС не существует. Соответственно здесь предлагаю, чтобы был введен механизм обязательной реализации этого товара на внутреннем рынке. Это должна быть определенная государственная программа», – предложил Член Президиума НПП.
Пятое. Необходимо ускорить возврат НДС с бюджета. Есть прецедент, когда возврат НДС одной компании затянулся на 2,5 года. В среднем на возврат НДС уходит до года.
«Необходимо ускорить возврат НДС и дать его компаниям как оборотный капитал. Соответственно предложение отменить НДС для отечественных производителей, что даст определенный толчок для развития предпринимательства», – заключил спикер.