24 марта на месторождении Каламкас, которое разрабатывает китайско-казахстанская компания «Мангистаумунайгаз», руководимая компанией CNPC (49% акций) из КНР, произошел массовый выброс газоводопроявления грифона высотой в десять метров и покрывший территорию в 900 квадратных метров. Уже в ночь с 24 на 25 марта он загорелся и не смотря на привлечение к ликвидации частных пожарных компаний, огонь не потушен и продолжает распространяться.
Эту техногенную аварию уже назвали в социальных сетях экологической катастрофой, с чем я абсолютно согласен, так как нанесенный ущерб местной природе и фауне трудно переоценить. Никто не подсчитывает и ущерб, связанный с выбросом попутных и токсичных газов, а также метана, которые влияют на здоровье казахстанских нефтяников и местных жителей, отравляя значительные территории вокруг.
Те, из работников, кто снимал на фото и видео масштаб катастрофы, говорят, что им запрещали это делать китайские менеджеры. Комментаторы пишут, что это результат того, что казахстанские работники вытесняются с технических должностей и заменяются китайскими. Не имеющими опыта работы в этой отрасли. Это и ведет постоянно к авариям и к выбросам газоводяной смеси.
Естественно, компания «Мангистаумунайгаз», возглавляемая генеральным директором Лю Цзиньчэн и не собирается вести разговоры о компенсациях рабочим, на здоровье которых обязательно отразится данная авария. Тем более китайские менеджеры не намерены рекультивировать земли и восстанавливать погубленную экологию целого региона, так как нынешний ущерб, нанесенный природе, может оцениваться в сотни миллиардов тенге.
Впрочем, иностранным компаниям, как китайским, так и западным, не впервой плевать на казахстанское законодательство и отказываться платить по уже вынесенным штрафам природоохранной инспекции. Так сотрудниками департамента экологии Мангистауской области только за 2018 год было возбуждено 142 административных дела, по факту выявленных нарушений экологических норм, как по загрязнению земли, отравлению вод, а также выбросов в атмосферу попутных газов.
В целом, в отношении «Мангистаумунайгаз», «Озанмунайгаза», «Каражанбасмунайгаза» и других компаний региона было выписано штрафов за минувший год на общую сумму в 30 миллиардов тенге. Однако компании заплатили по штрафам всего 24 миллиона тенге! Единственное только помимо штрафов вытребовать у нарушителей средства в размере 311 миллионов тенге в качестве возмещения ущерба экологии из 850 миллионов тенге, выписанных по предписаниям нефтедобывающим компаниям за прошлые годы.
Более того! По информации даже официальных лиц, китайские менеджеры накопили опасные токсичные вещества, которые могут стать причиной еще более серьезного отравления окружающей среды. Так, по словам начальника департамента экологии областного акимата Рулана Тукенова, только на территории АО «Мангистаумунайгаз» хранится порядка 450 тысяч тонн отходов.
Утилизировать они их готовы только через два года. Еще 1,3 миллиона тонн отходов хранятся на предприятиях «Озенмунайгаза».
Наверняка их попросту зароют в пустыне, отчитавшись на бумаге о предпринятых мерах. То есть китайские менеджеры никогда особо не платили и не собираются даже отвечать за нанесенный колоссальный вред и катастрофические последствия для местной экологии. Это очень отличается от ситуации в ОАЭ, Кувейте, Бахрейне и Саудовской Аравии, где государство жестко регламентирует и следит за работой иностранных добывающих компаний, которые платят природную ренту и соблюдают жесткое экологическое законодательство.
Причина кроется в том, что в доле по расхищению доходов в рамках засекреченных контрактов по недропользованию находятся члены правящей семьи, которые управляют якобы национальной компанией «КазМунайГаз», ставшей личной лавочкой придворных олигархов, например, того же Тимура Кулибаева. Поэтому власти закрывают глаза на постоянные нарушения китайских и западных добывающих компаний. Примером могут служить постоянные выбросы и аварии на промыслах «Актобемунайгаза» за которые никто не ответил, а производственными инвалидами стали сотни рабочих.
Никто не понес ответственности за гибель сорока тысяч голов сайгаков, погибших по версии экологов от выбросов попутных газов с месторождения Карачеганак в Западно-Казахстанской области. Никто не отвечает за постоянный мор тюленей и рыбы в Каспийском море, который также стал результатом выбросов сероводорода в местные воды, а это уже прямой результат деятельности американских и западноевропейских компаний, работающих на платформах и качающих нефть с шельфа.
Китайские менеджеры не собираются соблюдать и профсоюзное и трудовое законодательство страны. Именно китайские руководители препятствовали нефтяникам создавать свои независимые профсоюзы или переизбирать старые профкомы. Они в частности подавали заявления в полицию на профсоюзных деятелей в момент забастовки нефтяников 2011 года в Жанаозене и Актау, обвиняя в «разжигании социальной розни». Припасовали и препятствуют созданию профсоюзов и в «Мангистаумунайгазе», и в «Озанмунайгазе», и в «Каражанбасмунайгазе».
Виновники нынешней аварии из китайского руководства «Мангистаумунайгаз», имея огромные прибыли, пытались и пытаются экономить на ветеранах производства, на рядовых держателей акций из числа бывших и нынешних работников и на работниках сервисных компаний, сокращая их и оптимизируя основное производство. В результате политики китайских менеджеров, поддержанных верхушкой «КазМунайГаза», за территорию компании, были выброшены сотни работников. Всех попросту без их ведома увольняли и записывали в ТОО Caspian Food и подобные организации.
Власти и добывающие компании тщательно скрывают и свою роль в массовой гибели рыбы в Урале, что также можно назвать настоящей экологической катастрофой. Ведь с декабря прошлого года, несмотря на многочисленные экспертизы и работу межведомственной комиссии, виновник выброса опасных веществ так и не назван. Это и понятно, так как ущерб только рыболовных хозяйств оценивается в многие миллиарды тенге, а в целом компенсации могут потянуть уже на сотни миллиардов.
Независимые от власти экологи прямо называют виновниками катастрофы нефтедобывающие компании их перерабатывающие предприятия в Атырауской области. Так независимый атырауский эколог Махамбет Хакимов предполагает, что причиной массового отравления рыбы в Урале могла стать утечка, а возможно и целенаправленный сброс жидкостей из трубопроводов, которых несколько десятков проложено через реку в северной части города Атырау. Это огромные производственные сооружения предприятий Атырауского нефтепроводного управления и там же и расположены объекты газового управления.
Как, видим Махамбет Хакимов наиболее близок к правде, так как сотрудники МВД и Генеральной прокуратуры РК, несмотря на имеющиеся результаты всех экспертиз, молчат, словно как воду в рот набрали.
Это красноречиво говорит не просто о сговоре нефтедобывающих компаний и государственных органов, а о том, что этим процессом управляют с самого верха, то есть из Астаны. Поэтому китайские и американские корпорации свободно уходят от любой ответственности и продолжают травить природу и местное население.
Кстати, западные, а затем и китайские компании более двадцати пяти лет нахождения в Казахстане, не платили и не платят природную ренту, а все контракты по недропользованию с ними строго засекречены. Это еще раз говорит о коррупционной составляющей всех крупнейших проектов по добыче нефти и газа в стране, когда в обмен на огромные барыши от разграбления недр, транснациональные компании, а также правительства на Западе и в КНР активно поддерживают нынешнюю диктатуру.
Особо все жители страны обеспокоены именно экспансией китайского капитала. Так, уже сейчас доля китайских компаний составляет 22% в годовой добыче нефти и газоконденсата в Казахстане. Китайские инвесторы владеют правами на разработку всех крупных месторождений страны. Суверенный долг Казахстана перед Китаем в последние годы вырос до $20 млрд. Это, не считая переноса грязного производства, аренды сельхозугодий под прикрытием «совместных предприятий».
Поэтому страна так быстро подходит к экологической катастрофе, к исчерпанию природных ресурсов, добываемых варварским способом, к массовому ухудшению состояния здоровья местного населения и снижения их уровня жизни. Я уже не говорю о нещадной эксплуатации иностранными компаниями казахстанских рабочих на нефтепромыслах, в забоях, шахтах и у мартеновских печей с изношенным еще советским оборудованием.
Этому надо положить конец! Надо вернуть всю добывающую и крупную промышленность в руки народа через немедленную национализацию, обнародовав все контракты по недропользованию! Только так мы можем сохранить свою страну, свою природу и самих себя!
Айнур Курманов, лидер Социалистического Движения Казахстана