Следующим президентом Казахстана станет либо Касым-Жомарт Токаев, либо другое малоизвестное лицо, пользующееся доверием Первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Такое мнение в интервью известному международному журналуThe Diplomatвысказал глава французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence, автор книги “The European Union’s Normative Power in Central Asia: Promoting Values and Defending Interests” Джордж Волошин. С Волошинымбеседовалажурналист The DiplomatМерси А. Куо– ведущая постоянной рубрики, в которой публикуются мнения экспертов по различным вопросам, связанным с политикой США в Азии. На этот раз разговор коснулся Казахстана, а точнее шансов Дариги Назарбаевой стать следующим президентом республики. Предлагаем вашему вниманию данное интервью:
– Дарига Назарбаева была сенатором с сентября 2016 года. 20 марта ее кандидатура была утверждена на пост спикера сената – верхней палаты парламента. Ранее этот пост занимал Касым-Жомарт Токаев. Но, как вы знаете, после отставки Назарбаева президентские полномочия до конца срока перешли к Токаеву. Я бы не стал переоценивать новую роль Дариги Назарбаевой на этом этапе. На мой взгляд, ее назначение на первую позицию по линии преемственности (имеется ввиду, что если Токаев сложит досрочно с себя президентские полномочия, то, согласно Конституции, эти обязанности перейдут к спикеру сената –VT), имеет только одну цель: если что-то случится с Токаевым до следующих президентских выборов в 2020 году – верховная власть должна остаться в семье Назарбаевых , Точнее говоря, здесь важно не столько сохранить власть в семье, сколько сохранить ее в верных руках. Дарига уже была членом сената, поэтому этот выбор был вполне логичен.
– Политическая карьера Дариги Назарбаевой началась в 2003 году, когда она основала общественное объединение «Асар», которое затем было перерегистрировано, как политическая партия. В 2004 году она стала депутатом парламента. «Асар» просуществовал недолго, поскольку в 2006 году слился с правящей “Отан”, что привело к появлению партии “Нур Отан”. Назарбаева оставалась депутатом до 2007 года. Позже онаснова становилась депутатом – в 2012-2015 годах, а также работала на посту заместителя премьер-министра в 2015-2016 годах, после чего стала сенатором. |
Несмотря на ее долгую карьеру в политике, довольно сложно определить какой-либо закон, инициативу или программу, с которыми можно было бы ассоциировать ее имя. Она неизменно рассматривается как общественностью, так и элитой, как видный член семьи Назарбаевых и уже давно упоминается в СМИ, как “старшая дочь президента”. Суд над ее бывшим мужем в 2007-2008 годах нанес определенный ущерб ее репутации, но это уже давно осталось в прошлом.
– С какими проблемами может столкнуться Назарбаева, если станет преемником?
– Если мы говорим о ее шансах стать президентом после окончания срока Токаева, то Назарбаева сталкивается с той же самой проблемой, что и любой высокопоставленный представитель системы Назарбаева. В ее случае старый «багаж» весит гораздо больше, потому что она – дочь Нурсултана Назарбаева. Некоторые эксперты утверждают, что у нее нет шансов стать президентом, поскольку она женщина. Я не разделяю это мнение. Ее основной проблемой является то, что ее воспринимают исключительно как пережиток старой системы; кроме того у нее было немалое количество противников в политическом истеблишменте.
Я не верю, что Назарбаева сможет утвердить себя в качестве преемницы Токаева без поддержки ее отца. Тем не менее, я верю, что Назарбаев подберет себе в качестве преемника – Токаева, либо менее известного члена своей семьи, либо какого-нибудь постороннего, но молодого, которому он может доверять.
– Какой будет национальная и международная повестка дня следующего президента Казахстана, будь-то Назарбаева или кто-то другой? Будет ли новый лидер страны идти путем, проложенным Назарбаевым или возьмет другой курс?
– Мой ответ будет относиться как к Назарбаевой (которую, как я сказал ранее, я лично не вижу в качестве президента), так и к любому другому лицу, которое может в конечном итоге сменить Токаева и и, тем самым, обеспечить успешное завершение процесса наследования власти. Я не ожидаю каких-либо заметных изменений ни внутри страны, ни за рубежом. Во-первых, главная цель преемственности – увековечить наследие Назарбаева. Во-вторых, география и демографический состав Казахстана по-прежнему делают многовекторную внешнюю политику и внутреннюю политику, ориентированными на общую социально-экономическую стабильность и межэтнический мир. Казахстан будет стремиться оставаться друзьями с Россией, Китаем, Западом и исламским миром.
– Какие рычаги воздействия должны использовать Соединенные Штаты при взаимодействии с новым казахстанским руководством?
– На протяжении всей истории США, взаимодействуя с Казахстаном и Центральной Азией, делали акцент на демократизацию и политическую либерализацию, взаимовыгодные экономические связи и более широкое сотрудничество в области безопасности. В отличие от той же России или Китая, у США мало прямых геополитических интересов в регионе, за исключением Афганистана, что привело к использованию воздушного пространства некоторых государств Центральной Азии.
На мой взгляд, лучший рецепт успешной американской дипломатии в Казахстане заключается в следующем:
- Предложить ощутимое экономическое сотрудничество, как в традиционных областях, таких как нефть и газ, так и в новых, основанных на приоритетах правительства;
- Помочь обеспечить дальнейшую демократизацию, не читая лекций по морали;
- По-прежнему считаться в значительной степени беспристрастным игроком и в то же время быть готовым сыграть на разнице между двумя региональными державами, Россией и Китаем..
Фото:vteme.kz