Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении в сентябре прошлого года на заседании обеих палат парламента обозначил государственную политику в налоговой сфере, которая напрямую касается малого и среднего бизнеса. В частности, президент заявил о необходимости переноса на три года введения пятипроцентных отчислений для предпринимателей за своих сотрудников в пенсионный фонд, а также анонсировал снижение налогов.
Однако представители малого бизнеса не ощутили серьезных изменений и многих взбудоражила новость о том, что в ближайшее время будут введены новые нормы работы обменных пунктов, что может привести к закрытию их львиной части. О сегодняшней ситуации в малом бизнесе мы поговорили с руководителем республиканского Центра помощи предпринимателям Дмитрием Казанцевым, который ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана».
– Э.К. Что, по Вашему мнению, сделано чиновниками или, напротив, не сделано в деле выполнения рекомендаций президента?
– Д.К. На самом деле я считаю, что работа проведена по поручению президента очень слабо. То есть, если мы говорим об освобождении малого и микро бизнеса от налогов, то, по сути, предпринимателей от этого бремени не освободили. Освободили только тех, кто использует специальные налоговые режимы.
Опять-таки как сказал президент, надо выводить бизнес из тени, но в итоге это не выполняется. Ведь сейчас компании, работающие в общеустановленном режиме, начнут дробить свой бизнес и уходить на упрощенку либо на фиксированный вычет, чтобы обходить закон и не платить налоги официально. По сути, происходит оптимизация налоговой нагрузки.
А сейчас все они перейдут на упрощенку на эти три года и будут спокойно работать, а тем временем будет процветать теневая часть экономики. Поэтому я считаю, что чиновники отработали очень ужасно.
Также добавили в пункт освобождений от налогов еще и тех, кто занимается внешнеэкономической деятельностью. То есть, у меня сразу тут возникает вопрос, будут ли платить налоги те предприниматели, которые работают со странами ЕАЭС? С одной стороны, да, это не территория Казахстана и есть признак внешнеэкономической деятельности, а с другой стороны, ведь это единое экономическое пространство.
Но как всегда у нас бывает, никаких ответов нет. Изначально, когда прописывали не могли дать пояснений и сейчас уже январь заканчивается, нормальных адекватных ответов у нас нет.
– Э.К. Есть ли сейчас у малого бизнеса проблемы с налоговыми органами? И какие налоги сейчас отменены или наоборот ужесточены?
– Д.К. Проблемы они всегда были, есть и будут. Те же государственные органы они никогда не будут стоять на стороне малого бизнеса. За последнее время чиновники лишь придумывают многие программы, чтобы бизнес уходил в тень.
Освободили от основных налогов индивидуальных предпринимателей, работающих на патенте, на упрощенном режиме, тех кто платит фиксированный вычет и крестьянские фермерские хозяйства. Социальные платежи за работников мы продолжаем платить. В целом, это хорошее решение, и я ничего плохого сказать не могу. Но опять же, все было бы замечательно, если бы они не сглупили в тех аспектах, о которых я говорил ранее.
– Э.К. Что происходит сейчас с обменными пунктами валюты?
– Д.К. На данный момент власти ужесточают работу обменников. Несмотря на то, что некоторые депутаты были против, новые правила работы обменных пунктов уже подписаны. В результате этого не менее 50% обменных пунктов будут закрыты, а следом у нас будет расти теневой рынок обмена валют. Дело в том, что не каждый хочет светить свою фамилию, когда идет обмен валюты. Тем более, что при заполнении бланка нужно еще писать и домашний адрес физического лица, что, по-моему, полный абсурд.
– Э.К. Как сейчас налажено взаимодействие малого бизнеса с национальной палатой предпринимателей «Атамекен»? Проводятся ли совместные заседания?
– Д.К. Я могу вам прямо сказать, что «Атамекену» нет дела до малого бизнеса, потому что малый бизнес не платит никаких взносов. Естественно, проблемами мелких предпринимателей в национальной палате не занимаются. Вот даже взять наше турне, которое мы сейчас проводим по 32-м городам Казахстана. Причем, абсолютно бесплатно проводим тренинги для предпринимателей и бухгалтеров как раз-таки микро и малого бизнеса.
«Атамекен» якобы наш партнер, но от него мы даже в половине городов не можем добиться предоставления бесплатного помещения. Мы за свои деньги в большинстве городов снимаем, тратим, потому что «Атамекену» без разницы и их подход выражается в том, что раз мы собрали много народу, то мы и должны платить за зал. И так в большинстве случаев.
Они даже не приходят на заседания послушать, что же там будут говорить и рассказывать, несмотря на то, что это их работа. Ведь теоретически к ним должны все ходить и консультироваться. Представители национальной палаты если и приходят, то только для того, чтобы сделать фото сессию и показать какие они молодцы, как умело они работают.
– Э.К. А как же чиновники? Они выслушивают и работают с малым бизнесом?
– Д.К. Вопросов очень много мы сейчас готовим обращение к президенту, и мы надеемся, что до конца недели оно выйдет. Потому что есть наболевшие темы, о которых хочется и хочется говорить, чтобы о них услышал президент. Да, я встречался с Даригой Назарбаевой, которая хорошо меня выслушала, назначили ответственных депутатов Сената для работы с нами. Но в очередной раз это показало, что подобное делается только для очередной галочки.
Депутаты, которые сами ответственно взяли на себя обязанность помочь нам, и я даже второй раз приезжал в столицу для встречи с ними, заверяли и записывали в книжечки, когда и в какие города должны приехать и выступить, естественно, никуда не поехали. И поэтому я пришел к выводу, что пока не дойти до президента и конкретно с ним не встретиться, рассказав ему все проблемы, ничего с мертвой точки не сдвинется.
Поэтому я не собираюсь теперь встречаться ни с депутатами, ни с министрами, потому что это разговоры ни о чем. Меня послушали, головой покивали и сказали, что все хорошо, а на самом деле все остается как есть. Но я не сдаюсь, и мы будем добиваться встречи с президентом! Считаю, что глава страны делает много в поддержку бизнеса, но вот наши чиновники делают то, что хотят сами.
Фото: BNews.kz