Причиной запуска программы досрочного изъятия пенсионных накоплений является низкое доверие казахстанцев к Единому накопительному пенсионному фонду. Коррупционные скандалы в фонде также оказали свое влияние на недоверие к пенсионной системе. Люди попросту не желают делать обязательные пенсионные накопления и не видят в этом ценности для себя. Финансы, которые попадают в ЕНПФ, обесцениваются и утрачивают свою покупательную способность.
Я считаю, что создание ЕНПФ было не случайным. Это ответные меры правительства на огромное количество случаев неэффективности и коррупции в частных управляющих компаниях. Но сразу создать совершенный образец пенсионной системы не вышло. В правительстве решили сымитировать чилийскую модель, благодаря которой теперь пенсионная система требует от нас серьезных денежных затрат.
Не стоит забывать, что прибыль фонд получает только за счет пенсионных накоплений. По моему мнению, было бы разумным перейти на сметный принцип, то есть квазигосслужащие, которые работают в фонде, должны по смете получать хорошую зарплату, а в данный момент они получают процент от инвестиционного дохода. Хотя на практике ЕНПФ никогда не занимался профессиональным инвестированием, а это означает, что на самом деле получал процент от активов. Я думаю, такого быть не должно.
Благодаря пенсионной программе население Казахстана смогло немного вылезти из долговой ямы. Это произошло из-за того, что большая часть накоплений идет на погашение действующих ипотечных кредитов. Финансы поступают на счета банков, тем самым слегка облегчая материальное положение вкладчиков. Однако я считаю, что не стоит поддаваться повсеместному ажиотажу. Появившаяся вначале паника объективному подходу никак не способствует.
Как видим, возможность снять свои средства была предоставлена властями не ради большой любви к народу, а чтобы снять с себя ответственность за дальнейшее содержание пенсионного фонда. Людям дали право использовать накопления, чтобы расплатиться по долгам за взятые кредиты и этим параллельно спасаются банки второго уровня. Подобная практика стала возможной в результате полного краха накопительной пенсионной системы чилийского образца, внедренной в 1996-м году тогдашним премьером Акежаном Кажегельдиным и под диктовку МВФ. В результате была демонтирована солидарная система, повышен пенсионный возраст, а накопления съедаются инфляцией или вкладываются в сомнительные активы отечественных и зарубежных банков.
Болат Нургалиев, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: azh.kz