На портале газеты «Караван» вышло интервью политолога Султанбека Султангалиева о причинах роста националистических настроений в Казахстане. Журналисты попросили его прокомментировать ситуацию после публикации в социальных сетях поста известного блогера Бахытжана Копбаева под названием о «фашизме», который «сегодня поднимает свою голову без стеснения».
На фото: политолог Султанбек Султангалиев
Бахытжан Копбаев также дал интервью ведущему известного издания News Front, что, видимо, и вызвало реакцию у казахстанских СМИ. Султанбек Султангалиев, как бы в ответ, дает свой анализ современного казахского национализма, который, по его мнению, значительно деградировал по сравнению с началом 90-х годов. Он подверг критике высказывания ряда пользователей социальных сетей, которые внедряют идеи национального превосходства и даже принудительной ассимиляции представителей других этнических групп.
В тоже время политолог постарался успокоить читателей утверждением о том, что представители националистических групп не имеют серьезного влияния в обществе и лишь сконцентрированы в сообществах социальной сети фейсбук, который охватывает всего ишь 2% от числа пользователей интернетом в стране. По его мнению, также нельзя нынешних национал-патриотов назвать фашистами, так как фашизм в его трактовке – это пришедший к власти шовинизм.
Более того, он предложил легализовать представителей этого идейно-политического течения, разрешив им зарегистрировать свою партию, чтобы они окончательно дискредитировали себя в глазах казахстанцев. Однако, попытки инициирования и создания партий по этническому признаку предпринимались уже давно и могут вызвать ответную реакцию со стороны представителей других этнических групп, у которых появится стимул формировать свои политические организации.
Насколько в действительности имеет место фашизм, как крайнее проявление национализма, судить читателям, но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эта тема становится все более обсуждаемой на разных информационных и дискуссионных площадках. Мы приводим текст выступления блогера Бахытжана Копбаева и интервью политолога Султанбека Султангалиева.
Насколько остры и актуальны проблемы националистического характера в Казахстане на сегодняшний день?
На своей странице в Facebook казахстанский общественный деятель и блогер Бахытжан КОПБАЕВ рассказал о “фашизме”, который “сегодня поднимает свою голову без стеснения”.
Публикация в соцсети вызвала волну бурного обсуждения, набрав более 500 комментариев.
О том, что проблема национализма в Казахстане имеет место, господин Копбаев также рассказал в ходе беседы с ведущим News Front.
– Проблема национализма была и есть. Это единственная идеология, на основе которой все общество можно аккумулировать очень быстро в одном месте, и поэтому националистическими настроениями казахов управляют деструктивные силы, – отметил Копбаев.
Вопросы столь проблемного характера являются острыми и требующими крайне деликатных и отчетливых разъяснений. В этой связи корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился за разъяснениями к политологу и аналитику Султанбеку СУЛТАНГАЛИЕВУ.
– Разговоры о фашизме (в понимании гитлеровского национал-социализма) в Казахстане имеют сугубо эмоциональную окраску, – отметил Султанбек Хажимович в начале беседы. – Ведь что такое фашизм, если говорить по-простому, без научных изысков? Это шовинизм, пришедший к власти. Пока этого нет, но существует проблема распространения шовинистического образа мыслей в многонациональном Казахстане.
В Казахстане национализм в последние годы приобретает черты агрессивного этнического национализма-шовинизма. А ведь на заре независимости казахский национализм был гражданским. То есть произошла, на мой взгляд, деградация данного идейно-политического течения. Например, во Франции, Национальный фронт Марин Ле Пен, во времена лидерства её отца бывший радикальной, во многом расистской организацией, пережил внутренний идеологический и политический ребрендинг, став партией гражданских националистов. Национальный фронт сейчас – это политическое объединение, выступающее за приоритет интересов всех граждан Франции без разделения на расы и национальности. Вот такой гражданский национализм особенно востребован в эпоху глобализации. И второе место Марин Ле Пен, за которую проголосовало свыше 10 с половиной миллионов человек на президентских выборах 2017 года во Франции, лишь подтверждает данный тезис.
– На ваш взгляд, достаточно ли высказываний нескольких людей, чтобы поднимать эту тему в активной дискуссии?
– Активность национал-популистов особенно заметна в социальной сети “Фейсбук”. Это как бы далеко не самая многочисленная социальная сеть в стране – не более 2 процентов казахстанцев являются её реальными пользователями, но именно она создает так называемое общественное мнение в стране, потому что в “Фейсбуке” «сидит» вся элита страны – и интеллектуальная, и предпринимательская, и управленческая. И именно набравшиеся бредовых идеек «проповедники» из “Фейсбука”, с блистательно отсутствующими критическим мышлением и признаками интеллекта, идут в народ, занимаясь политическим «просвещением» большей части населения, которое, как известно, происходит в реальности на двух мероприятиях – свадьбах и похоронах. Но проблема даже не в этом, а в том, что провокации отдельных популистов вышли из сферы виртуального мира в реальную жизнь, воплощаясь в угрозах реальным людям по причине их инакомыслия.
– В сознании многих понятие «фашизм» довольно конкретно. В связи с этим хотелось бы уточнить, насколько его употребление уместно в казахстанских реалиях?
– В Казахстане нет фашизма. Но идет усиленное распространение странных взглядов и идей. Ведь, например, чем является на практике призыв отдельных личностей к тому, чтобы все граждане Казахстана стали казахами? Ведь есть же понятие “казахстанец”, которое универсально и при этом не попирает ничьих гражданских прав. Но нет, на ровном месте раздается требование, чтобы все стали именоваться казахами. Зачем? К чему это искусственное и сугубо формальное раздувание казахского этноса? Какие практические последствия от этого мы будем иметь? Возникнет казахская политическая нация? Это абсурд. Армянин, еврей или же русский никогда не будет восприниматься казахом этническим казахом. И никогда такой человек не будет себя ощущать казахом, даже если вы под дулом пистолета или угрозой депортации заставите его поменять национальность. Все апелляции к тому, что, например, во Франции все считаются французами, а в Германии – немцами, это опять-таки, во-первых, полное лицемерие либо невежество, потому что нельзя автоматически сравнивать политические и общественные традиции и ментальность народов, которые сформировались в совершенно различных исторических условиях. Во-вторых, такая политика потерпела полный крах – арабы так и не стали французами, турки – немцами, а пакистанцы – англичанами. Чем не устраивает понятие «казахстанец» наших национал-популистов? Нет внятного логического объяснения помимо националистического бреда. А если бы в России 800 тысяч проживающих там казахов заставили отказаться от своей национальности и именоваться русскими, то как бы отреагировали в Казахстане? А если бы в Китае миллион казахов обязали стать ханьцами?
Решить данную проблему в политическом плане можно, легитимизировав сторонников таких идей на партийно-политическом поле. В таком случае либо они сами себя оглушительно дискредитируют в глазах населения, либо же войдут в цивилизованное русло, обретя понимание собственной политической ответственности и изжив рудименты пещерного национализма и их носителей из своих рядов, – резюмировал эксперт.
Фото: old.flb.ru
Фото из социальной сети фейсбук