Депутаты Мажилиса от фракции ДПК “Ак жол” предлагают ввести персональную материальную ответственность чиновников налоговых органов за ущерб, нанесенный добросовестному бизнесу, сообщает zakon.kz.
Об этом заявила Дания Еспаева, обращаясь с депутатским запросом к первому заместителю премьер-министра страны Алихану Смаилову и Генеральному Прокурору Гизату Нурдаулетову.
В партию “Ак жол” поступают массовые обращения предпринимателей, подвергшихся необоснованным санкциям по признанию сделок недействительными. Суммы доначислений доходят от нескольких миллионов до нескольких миллиардов тенге, что приводит к полному банкротству предприятий, – сообщила мажилисмен.
Ранее в депутатских запросах мажилисмены указывали, что количество таких исков за последние три года выросли в 9 раз и уже исчисляются тысячами. Депутаты требовали выработать объективные критерии фиктивности сделки и прекратить гонения на бизнес.
По словам парламентария, 12 февраля 2020 года на площадке ДПК “Ак жол” состоялась встреча бизнеса с представителями Верховного суда, Генеральной прокуратуры и Комитета госдоходов. По результатам обсуждения 4 марта 2020 г. Верховным судом из нормативного постановления №4 от 29 июня 2017 г. были исключены пункты, устанавливавшие, что сделки могут признаваться недействительными при “недостаточности” (по мнению налоговиков) материальных и трудовых ресурсов бизнеса. Однако решения судов на местах по-прежнему опираются на предположения налоговых органов, а доводы бизнеса игнорируются, считают депутаты.
Дания Еспаева выделила несколько типичных оснований, приводимых налоговыми органами для доначисления налогов.
Во-первых, это предположения о невозможности осуществления налогоплательщиками сделок операций в силу отсутствия необходимых активов, материальных и трудовых ресурсов. При этом совершенно игнорируется тот факт, что бизнес нередко привлекает заемные средства, нанимает технику и кадры под конкретные проекты.
Во-вторых, суды удовлетворяют иски, когда налоговые органы считают сделку недействительной лишь на основании фиктивности счетов-фактур.
В-третьих, доначисления налогов фискальные органы используют фактор недобросовестного контр-партнера, когда при выявлении одного нарушителя всех его контр-партнеров по цепочке сделок автоматически относят к недобросовестным налогоплательщикам и повторно доначисляют суммы налогов, штрафов и пени за весь период.
По словам депутата, практика показывает, что жертвами судебных разбирательств нередко попадают добросовестные участники сделки, которые не знали и не могли знать о намерении своего контрагента уклониться от ответственности перед третьим лицом или государством. Но при рассмотрении подобных споров, в большинстве случаев, суд занимает сторону налоговых органов.
Мы не защищаем действительных мошенников, но настаиваем, что санкции должны возлагаться именно на преступников, а не на реально работающий бизнес. Однако нынешняя практика свелась именно к тому, что ответственность перекладывается на добросовестные предприятия. Конечно, это проще, чем выявлять сокрытое имущество и выведенные капиталы обнальных фирм, – подчеркнула депутат.
Поэтому члены фракции партии “Ак жол” просят предоставить информацию об общем количестве субъектов предпринимательства, которым за последние 3 года были доначислены налоги, штрафы и пеня по сделкам, признанным недействительными, а также о количестве оспоренных предпринимателями подобных доначислений.
Мажилисмены предлагают прекратить практику подачи исковых требований налоговых органов о признании сделки недействительными только лишь на основании выставленных счетов-фактур либо отсутствия у налогоплательщика активов, материальных и трудовых ресурсов, а также запретить органам налоговых служб выставлять уведомления на основе проверки одного налогоплательщика его контрагентам без решения суда в отношении каждого из них.