По программе инфраструктурного развития “Нурлы жол” было запланировано строительство 175 объектов. В эксплуатацию введено 127 объектов.
Депутаты партии “Нур Отан” не могут найти 12 школ, построенных по программе инфраструктурного развития “Нурлы жол” за счёт средств Нацфонда. Об этом перед заседанием комиссии по контролю за целевым и эффективным расходованием средств, выделяемых из Нацфонда на реализацию программы инфраструктурного развития “Нурлы жол” на 2015-2019 годы, сообщил депутат Мажилиса Павел Казанцев.
“В отчётности, которую мы сейчас получаем от уполномоченных государственных органов, всё хорошо. Но на самом деле мы видим проблемные зоны. Из 175 объектов 19 детских садов введены, а по школам ситуация, мягко говоря, немного непонятная. 127 зданий сданы в эксплуатацию, но есть определённое количество переводных объектов, которые перешли на этот год и перейдут на 2019 год. У нас появляется ряд вопросов”, – сказал он.
Павел Казанцев считает, что со 145 млрд тенге, которые были выделены из Нацфонда на строительство 175 школ и детсадов и которые были утверждены в Правительстве, происходят непонятные вещи.
“Сейчас финансирование от Национального фонда прекращено, то есть все обязательства выполнены, но у нас появляются переходящие объекты, которые в 2019 году неизвестно из чего будут финансироваться – и в 2018 году мы тоже пока не получаем чёткой картины. Мы будем этот процесс в течение ближайших 2-3 недель разбирать: где эти деньги и почему их не хватило, где будут браться дополнительные средства. Потому что эти деньги тоже из бюджета, и это уже серьёзный вопрос финансовой дисциплины”, – подчеркнул он.
Заканчивается четвёртый год реализации программы, напомнил депутат, однако ещё 30% школ не введены в эксплуатацию, а 12 школ вообще потеряли.
“Сейчас все партийные возможности “Нур Отана” будут направлены, чтобы выяснить, где мы потеряли эти школы, где мы потеряли эти деньги, чтобы в 2019 году было завершено выполнение этой программы и люди получили необходимые объекты школьного образования. У нас растёт количество детей. Это хорошая тенденция, но дефицит школ сокращается не так, как нужно. Разрабатываются новые программы, чтобы от этого уйти”, – сказал он.
“Сейчас трёхсменные школы (точнее, их количество. – Авт.) сокращаются медленнее, чем нам хотелось бы, и не выполняются такие программы, которые подкреплены деньгами и должны были быть”, – добавил депутат.
По словам Павла Казанцева, конечные исполнители этой программы – местные исполнительные органы. Но, по его мнению, тревогу о том, что реализация программы затягивается, должны были забить в Министерстве образования и науки РК.
“Надо всегда смотреть на голову, то есть Министерство образования. Если они даже не влияют на финансовые процессы производственного цикла в местных исполнительных органах, то как минимум они должны выйти на сцену и закричать “караул”, но этого не прозвучало. “Караул” сейчас кричат депутаты. Не думаю, что это будет критично, но, наверное, крайних найти нужно и принять меры для выполнения программы (строительства школ и детсадов. – Авт.)”, – подчеркнул он.
У Правительства есть ещё один год, чтобы довести программу до внятного конца, отметил Павел Казанцев.
“Мы запросили информацию от госорганов, я думаю, что в ближайшую неделю мы будем вынуждены снова собраться, обсудить вопросы, чтобы выработать жёсткие рекомендации”, – добавил он.
Средств, выделенных из Нацфонда, не хватило на строительство всех школ, запланированных по программе “Нурлы жол”, попыталась объяснить вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.
Она отметила, что стоимость проектов была разная и варьировалась от 1,5 до 2,5 млрд тенге.
“Это не садик, который стоит 600 млн тенге или в 2014 году – 400 млн тенге. Во-вторых местные исполнительные органы оценивают свои возможности, на конкурсные процедуры у них не хватает времени, поэтому они дробили строительство на 2-3 года, и исходя из того, что нам дали акиматы, мы посадили (предусмотрели. – Авт.) эти деньги. Естественно, тот объём финансирования, который нам выдали за счёт программы “Нурлы жол”, не в полной мере обеспечил финансирование объектов, которые предусмотрены. Мы об этом говорили, что денег не хватит”, – пояснила она.
Однако депутат Мажилиса Ирина Аронова отметила, что Министерство образования ни на одной комиссии не говорило о недостатке средств.
“Мы сейчас думаем, что здесь причины могут быть в недофинансировании. Неправильное финансирование, удорожание проектов – и мы мечемся и никак не можем найти ответ на те проблемы, что произошло. Вы говорите, не хватило (денег. – Авт.). Тогда дайте такую информацию: сколько школ было построено за счёт Нацфонда и стоимость этих школ. Тогда мы поймем, что вы правы, и мы действительно не потеряли ни одной школы, по другому мы не можем сообразить”, – сказала депутат.
Вице-министр пообещала, что информация по каждому объекту будет предоставлена депутатам.
“Осталось только 48 школ, которые продолжили строить за счёт республиканского бюджета, которые начинали строить за счёт средств Нацфонда. Мы по каждому объекту дадим. Там есть разные причины, и судебные, и неосвоение, удорожание и уголовное дела. Там очень много. В каждой школе индивидуальная проблема”, – отметила она.
“Нам важно, чтобы причины были вскрыты и в будущем не повторялись, поэтому мы хотим добиться истины, в чём все-таки причина”, – резюмировала депутат Ирина Аронова.
Источник – informburo.kz