На такие социально значимые товары как продукты питания, газ, уголь и лекарственные препараты планируется определить предельные ценовые надбавки в рамках нового закона о торговой деятельности.
«Принимая во внимание, что действующий закон «О торговле» не соответствует современным реалиям и практике товарообмена, в том числе и в рамках ЕАЭС, поручить министерству торговли и интеграции разработать новый закон «О торговой деятельности», где определить механизмы регулирования ценообразования и предельные торговые надбавки на социально значимые товары: продукты, уголь, газ, лекарства и другие», – отметила депутат Мажилиса Наринэ Микаэлян.
Она сообщила, что министерство национальной экономики Казахстана в лице антимонопольного комитета отправило крупным производителям социально значимых товаров запрос с просьбой прислать ответ об обоснованности цен на продукцию.
«В свое время при рассмотрении в Мажилисе разработанного правительством проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития бизнес-среды и торговой деятельности» нами была поддержана норма о недопущении взысканий субъектами торговой деятельности с поставщиков социально значимых товаров так называемых ретробонусов. По данным Национальной палаты предпринимателей, в отдельных случаях бизнесмены выплачивают ретробонус в объеме до 30% от стоимости партии поставляемого товара», – приводит данные мажилисвумен.
В своей речи она отметила, что в Дании ретробонусы являются дискриминацией, а во Франции за них выписывают штрафы.
«При этом сравнение оптовых и розничных цен показало, что товарные компании, не считая ретробонусов, в отдельных случаях определяют цены со значительным увеличением от оптовой цены. Вместе с тем, в целом из-за отсутствия строгого контроля за ценообразованием некоторыми субъектами торговли продолжается взимание ретробонусов. Одновременно другие для сокрытия требования ретробонусов вводят новые обязательные платежи, без которых товар не допускается к прилавку. Это так называемая оплата за услуги по складской обработке товара, услуги за размещение товара в каталоге и другие выплаты. Значительное влияние на рост цен оказывает платность торгового места на рынке, которая также постоянно растет. Все эти торговые хитрости в конечном итоге влияют на цену оптовых поставок товаропроизводителей и на розничную цену для конечного покупателя», – перечисляет депутат причины повышения цен на социально значимые товары.
Она подчеркнула, что депутатам ранее было предложено ввести закон, по которому максимальная торговая надбавка должна составлять 10%, как это сделано в некоторых странах СНГ.
«Но эта норма разработчиком не была принята. Хотя в Германии, пример которой мы часто берем, торговая надбавка определена законом не выше 10% от оптовой стоимости. Вместе с тем на предложение депутатов усилить контроль за ценообразованием в торговле заинтересованные ведомства ссылаются на трудности администрирования субъектов торговли, и основные усилия в борьбе с ростом цен сосредотачиваются на контроле за производителями продуктов и переработчиками продовольственного сырья», – заявила Микаэлян.
Фото: kaztag.kz