Судья Коммерческого суда Тир отклонил ходатайство молдавских олигархов Анатолия и Габриеля Стати, а также Ascom Group SA и Terra Raf Trans Traiding Limited (“Стати”) об отсутствии юрисдикции английского суда рассматривать данный спор, пишет forbes.kz со ссылкой на Sputnik и министерство юстиции Казахстана.
Средства Национального фонда Казахстана были подвергнуты аресту на основании бельгийского приказа, который, по заявлению Казахстана, получен через сложную мошенническую схему Стати.
В мае высокий суд Англии принял решение о рассмотрении “дела о мошенничестве Стати”. Бизнесмену из Молдовы Анатолу Стати и его сыну Габриэлю не удалось прекратить дело, которое они инициировали в Высоком суде.
Решение английского суда от 11 мая 2018 года гласит, что “аргументы, представленные Стати для прекращения дела, неубедительны”, сообщается на сайте министерства юстиции.
Судья решил, что Стати подали уведомление о прекращении дела, так как не хотели рисковать. Ведь разбирательства могут привести к выводам против них и в пользу государства. В результате отзыва своего иска Стати было разрешено прекратить дело только при условии их согласия не предпринимать дальнейших исполнительных действий на территории Англии и Уэльса.
Какая сумма казахстанских средств была заморожена?
Счета Нацфонда были заморожены после того, как Стати получили приказ бельгийского суда о “предварительном” аресте активов, хранящихся в лондонском филиале BNYM. Они заявили, что активы принадлежат Республике Казахстан, а не стороне договора – Нацбанку РК. BNYM изначально заморозил активы на общую сумму 22 миллиарда долларов, но сумма впоследствии была уменьшена до 530 миллионов долларов наличных средств.
Казахстанская сторона обжаловала предварительный арест в бельгийском суде, заявив, что лондонский филиал BNYM не имеет обязательств перед Республикой Казахстан. В своем решении от 25 мая 2018 года бельгийский суд указал, что Английский суд является “компетентным судом для рассмотрения этого вопроса”.
Сразу после того, как вышло это решение, Нацбанк Казахстана инициировал судебный процесс в английском суде для получения судебного определения о том, что активы, замороженные в лондонском филиале американского банка, принадлежат не государству, а Нацбанку. В связи с этим они не должны были быть подвергнуты аресту.
Какие аргументы выдвигают Стати?
Стати оспорили юрисдикцию английского суда, выдвинув множество аргументов. Все аргументы были отклонены судьей Тир, который пришел к выводу, что “в этом случае…… бельгийский суд по вопросам исполнительного производства ясно заключил, что английский суд является компетентным судом для решения вопроса по существу”.
Он решил, что основной вопрос, который должен быть определен английским судом, это то, “какие активы, если таковые имеются, BNYM, Лондон хранит в интересах Казахстана?”. Он также отметил, что “таким образом, решение этого вопроса “существенно повлияет” на судебное разбирательство в Бельгии касательно наложения исполнительного ареста”.
Какова позиция Казахстана по делу Стати?
Как отметил министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев, хотя Стати смогли избежать рассмотрения фактов мошенничества в Англии, сейчас им не удалось избежать английской юрисдикции.
“Очевидно, что они боятся, что их мошенничество будет разоблачено в Англии, поэтому для них приемлемо проводить разбирательства где угодно, но не в Англии. Казахстан уверен, что какие бы действия и шаги ни предпринимали Стати, в скором времени правосудие покажет, что он стал жертвой сложной мошеннической схемы. Мы с нетерпением ждем того момента, когда истинное лицо Стати будет показано. Скорее всего, это случится в Англии”, — заявил Бекетаев.
Казахстан ожидает окончательного подтверждения своих требований в Англии и освобождения оставшихся активов Нацбанка, хранящихся в BNYM.
Кто представляет интересы обеих стороны по делу Стати?
Интересы Нацбанка и правительства представляют юридическая фирма Stewarts Law LLP (Йанн Гатт и Фиона Джилетт), адвокаты палаты 3VB – Али Малек и Уиллиам Эдвардс.
Сторону Стати представляют юрфирма King & Spalding LLP (Эгише Джазоян), адвокаты Том Спрандж, Бен Уиллиамс и Кабир Бхала.
Интересы лондонского филиала BNYM представляет компания Linklaters.