Ситуация, связанная с социальными проблемами введения чрезвычайного положения, волнует сейчас многих казахстанцев, так как останавливаются многие малые и крупные предприятия, а миллионы людей отправляются в отпуска без содержания или увольняются. Каковы возможные политические последствия этих действий обсудил с корреспондентом «Эха Казахстана» известный политолог Дастан Кадыржанов.
– Э.К. Насколько, по Вашему мнению, было оправдано введение чрезвычайного положения в Казахстане с учетом того, что в соседних странах этого сделано не было?
– Д.К. Я думаю, что введение ЧП в стране является достаточно логичным шагом. Коронавирус по всему миру продемонстрировал, что он явился не просто в виде чисто медицинской проблемы. От многих экспертов звучало мнение, что подходы к борьбе с ним представляют собой нечто вроде общего структурного экзамена для различных государств и их обществ.
В нашей стране существовал и существует явный кризис общественных отношений, кризис управления и идеологический кризис, как обрушение всех тех программ, которые нынешняя власть предлагала народу Казахстана в виде ценностей. Это не классический капиталистический кризис, который содержит в себе механизмы «самовытаскивания». Это общее историческое фиаско той модели общественного договора, который проповедовали Назарбаев и сформированная им квази-элита.
Это явно проявлялось и продолжит проявляться в виде высокой социальной турбулентности, целью которой является ни больше, ни меньше – смена всей общественно-политической парадигмы нашего общества, смена условий и персоналий базового общественного договора.
В такой ситуации потенциал нашего общества в противостоянии пандемии коронавируса выглядел крайне сомнительно. Можно даже уверенно сказать, что даже катастрофически. Запас прочности общественных отношений в стране не столь велик, чтобы суметь справиться с коронавирусом без каких-то чрезвычайных мер. По этой причине я считаю введение чрезвычайного положения в Казахстане необходимым, поскольку несмотря ни на какие политические перипетии, здоровье граждан Казахстана является безусловной и необсуждаемой ценностью вне зависимости от того, какая общественная формация на дворе.
– Э.К. Примечательно, что за день до объявления о введении чрезвычайного положения был запрещен в Алматы согласованный ранее митинг против нового Кодекса о здоровье народа. Некоторые блогеры и пользователи социальных сетей связали введение ЧП с желанием властей не допустить протестных акций в стране в связи с падением цен на нефть и ростом дороговизны. Обоснованы ли такие мнения?
– Д.К. Несомненно, введение чрезвычайного положения послужило причиной в буквальном смысле слова, силового прекращения обсуждения не только Кодекса о здоровье. Сегодня «под шумок ЧП» парламентом принят закон о митингах. При изменении некоторых формулировок, которые официальные пропагандисты пытаются выдать за демократические послабления, идеология этого закона носит абсолютно и несомненно прежний ограничительно-репрессивный характер.
Что касается цен на нефть. Не будем забывать то, что чрезвычайное положение не является фактором, способным осуществить экономическое оздоровление, это противоестественно. Все страны, так или иначе, столкнулись с беспрецедентным уровнем падения экономики по причине пандемии и вынужденно применяемых радикальных мер. Было бы наивно думать, что запас прочности нашей страны выше или хотя бы сопоставим со странами Европы или с продвинутыми государствами Азии.
Наоборот, все грани национальной экономики Казахстана неизбежно станут на грань краха и обрушения, причем в чрезвычайно короткие сроки. Уже сегодня можно сказать, что это произошло. В особенности в таких секторах как МСБ и индивидуальное предпринимательство. ЧП обнажает также и то, что банковский сектор страны всегда действовал исключительно на основе антинародной парадигмы. Вылезет наружу вся неприглядная изнанка системной коррупции и олигархического строения нашего общества. Главное – вы уже видите невооруженным глазом, как публично проявляются интересы тех или иных социальных групп. Прежде всего раскрывается в полной мере нравственный облик казахстанской олигополии.
ЧП является лакмусовым катализатором всех аспектов и нюансов состояния общественного договора в стране. Причем не только во внутриполитическом смысле. Фундаментальную «прокачку» пройдут и все внешнеполитические инициативы, интеграционные проекты и в целом умение нынешней власти защищать интересы народа Казахстана.
Важнейшим фактором в ЧП является и то, что в фокус всего общественно-политического внимания становится отдельный человек, его проблемы, здоровье, материальное положение. А точнее было бы сказать его выживаемость, запас прочности такой важнейшей ячейки, как семья. Именно на фоне этих процессов мы явственно сможем наблюдать устойчивость всего народа Казахстана, его самых широких масс.
Самое чудовищное это то, что такие кризисные ситуации создают новые возможности для тех, кто не преминет воспользоваться моментом, своим особым социальным положением, чтобы не нагреть руки на беде собственного народа. Мы никогда не были свидетелями того, чтобы такие люди проявляли лучшие человеческие качества, скорее наоборот – они как жили в своей системе ценностей, так и будут продолжать в них жить, если граждане страны им позволят.
– Э.К. Способно ли ухудшение социально-экономической ситуации в действительности повлиять на протестную активность в стране?
– Д.К. Сегодня буквально каждый человек в Казахстане понимает важнейшую вещь – входной билет в чрезвычайное положение был медицинским, а выходной билет – политическим. Страна не может выйти из сложившейся ситуации прежней – это очевидно. Такие социальные стрессы обнажают все грани гражданского самосознания и поэтому простая реакция невозможна. Любой реакционный сценарий, направленный на возврат к старой системе отношений, обречен на провал.
Второе – в период ЧП крайне рельефно выразятся все нюансы экономической несправедливости того режима, который построили Н.Назарбаев и его квази-элита. То, что протестность в стране уже в ближайшие дни выйдет к рубежу стихийного бунта, это понятно всем, кто видит процессы «снизу». Непонятно лишь, как видит ситуацию Левый берег. Есть все основания полагать, что они не обладают более или менее цельным пониманием ситуации, основываясь на самоуспокоении и искаженной картине действительности, а часто строят свои тактические шаги на привычном «авось пронесёт, как это было и раньше». Пестрая лоскутность интересов элиты не может не экстраполироваться на фрагментарное видение действительности.
Далее. Люди прекрасно понимают, что политические коллизии в коридорах власти чрезвычайно обострятся. Все тренды, которые прослеживались ранее, начнут, если уже не начали, выражаться более акцентированно. Все противоречия между разными группировками обострятся донельзя, поскольку их представители в полной мере осознают – сегодня народ Казахстана и его активность максимально отстранены от влияния на политическую ситуацию по причине ЧП.
Возможно, кто-то подспудно осознает, что очень скоро все последние бастионы терпения общества рухнут в полном смысле. Просто у людей закончатся все средства к существованию, и это достаточное условие для социального взрыва. И тогда не будут иметь значения все ограничения, введенные по причине чрезвычайного положения. В этом случае столкновение произойдет уже безо всяких обиняков, лоб в лоб с военными и прочими силовиками. Итоги такого столкновения непредсказуемы.
Поэтому сегодня в коридорах власти происходит тихая битва за то, чтобы воспользоваться временными преимуществами и успеть решить все дела без народа, то есть без самого главного выразителя политической воли. Это делается для того, чтобы к моменту окончания «медицинского ЧП» успеть завершить все политические пертурбации и предъявить народу ту политическую конфигурацию, с которой он якобы вынужден будет согласиться.
Фото: 365info.kz