Научные и экспертные сообщества приняли считать «китаизацию» процессом включения разных народов в пространство китайской культуры. Однако реализации геополитических инициатив Пекина диктует иное восприятие этого явления.
С 2013 года китайская сторона занимается реализацией геополитической стратегии «Один пояс, один путь». Именно этой стратегией объясняется «китаизация».
Как говорят в Пекине, выдвинутая председателем Си Цзиньпином инициатива позволит в самом скором будущем предоставить платформу для гармоничного сосуществования и солидарного развития различных стран и целых цивилизаций, которые, оставаясь независимыми друг от друга политически и культурно, будут при этом взаимозависимы экономически и разделят общее стремление к гармоничному соразвитию.
На самом же деле эта стратегия является своеобразным инструментом Китая для контроля над другими странами и расширения своего влияния. Объясняется это тем, что китайская сторона использует инфраструктурные проекты, куда направляются инвестиции и кредиты как механизмы внешней политики и давления.
При этом вместе с китайскими инвестициями приходят и подрядчики Китая, и его рабочая сила, которая активно мигрирует в страны Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.
На сегодняшний день Китай присутствует в жизни каждого человека и государства: от средств быта до совместных международных программ. И по мере того как Поднебесная развивается и становится международным игроком ее присутствие только увеличивается.
Для Казахстана опасность со стороны Китая выражается в возможности экономического поглощения, что неминуемо ведет к политической интеграции с Пекином в рамках геополитической стратегии «Один пояс, один путь». Инструментами такой экспансии капитала выступают: перенос производства, предоставление невозвратных кредитов, инвестиции в инфраструктуру, когда подрядчиками выступают китайские компании, а рабочей силой граждане Поднебесной.
Происходит и вовлечение молодежи в идеологическую орбиту Китая через образовательные программы, в том числе, через так называемые институты Конфуция. Все это заставляет задуматься о дальнейшей судьбе Казахстана, который может сохранить свой суверенитет только в рамках Евразийского экономического союза и посредством наращивания интеграционных процессов с Россией.
Мухтар Асанов, эксперт Центра исследований международных отношений, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: specreportage.kg