Недавно ряд средств массовой информации сообщили, что в очень скором времени Иран примкнет к Евразийскому экономическому союзу, это, конечно же, не совсем так, ввиду того что это довольно длительный процесс и так быстро он не происходит. Хотя сближение явно налицо, так как Ирану очень интересен Каспийский бассейн и Армения, которая является южным флангом Союза.
В целом между Арменией и Ираном на пространстве Союза наличествует немало взаимосвязующих моментов. В частности, общее участие этих республик в ЕАЭС даст возможность форсировать выполнение армянско-иранских проектов, связанных с ГЭС-комплексом на реке Аракс, железной дорогой Армения-Иран, нефтепродуктопроводом, нефтеперерабатывающим заводом, третьей линией электропередачи между обоими государствами.
Помимо этого, из-за увеличивающейся потребности в соседнем регионе Ирана в экологически чистой сельскохозяйственной продукции ее можно будет производить сообща в южном армянском регионе, который также граничит с Ираном. Более того, Республика Армения в будущем может стать для Исламской Республики Иран промышленной платформой, благодаря которой станет реальным создание совместной продукции и ее можно будет поставлять другим государствам Союза. Также можно будет продлить действующий ирано-армянский газопровод в Грузию, а затем в Россию.
На сегодняшний день Казахстан и ИРИ связывают семьдесят соглашений, затрагивающих партнерство в различных сферах деятельности, в общем более чем на два миллиарда долларов. Примерно такое же количество средств уже осваивают в ходе реализации общих проектов.
Желание Тегерана вступить побыстрее в ЕАЭС связано также со стремлением быть активным участником создаваемой в ШОС зоны свободной торговли. На сегодняшний день членами этой организации являются практически все страны-участницы Евразийского союза, за исключением Армении. Беларусь там тоже присутствует, она является страной-наблюдателем, вместе с ними в Шанхайской организации сотрудничества состоят КНР, Индия и Пакистан. Таким образом, Тегеран планирует обрести членство в ЕАЭС для внедрения государства в более широкое экономическое объединение, то есть в ШОС, что позволит ему значительно расширить политические и экономические взаимоотношения с Москвой и Пекином, а также и с ЕАЭС и углубить сотрудничество всех членов организации.
Собственно, стремление Тегерана войти в состав Союза свидетельствует о том, что страна пытается стать активным участником межрегиональных интеграционных процессов. И это стремление соответствует и интересам Союза, так как в развитии в ШОС более масштабного евроазиатского экономического пространства участвует и ЕАЭС.
В любом случае интеграция Ирана в Евразийский союз является положительным явлением и сыграет важную роль в срыве санкций в отношении России. Кроме этого, такая конфигурация ослабляет возможность Турции через Азербайджан установить свою гегемонию на Кавказе и в Прикаспийском регионе. Подобный поворот ударяет и по позициям США и ЕС в Центральной Азии. Для Казахстана рост объема торговли несырьевыми товарами с Ираном только благо и открывает невиданные ранее логистические возможности в обход уже Афганистана и Пакистана.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эхо Казахстана”
Фото: pikabu.ru