Ситуация в Черногории накаляется в связи с гонениями, устроенными властями страны, в отношении священников Сербской церкви. Акции протеста продолжаются здесь с момента ареста 12 мая епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и семерых священнослужителей, обвиненных в нарушении карантинных мер. Поводом послужила проведенная торжественная литургия в честь Святого Василия Острожского, являющегося покровителем Черногории.
Хотя в ночь с 15 на 16 мая епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и его соратников освободили под давлением общественности, уголовное дело так и не было прекращено, а акции протеста продолжились только с новой силой. Одним из главных лозунгов на митингах и шествиях стал призыв: «Не отдадим тебя, владыка!». Наиболее сильные выступления были отмечены в Никшиче и Плевле, где против демонстрантов был применен слезоточивый газ и спецсредства, а десятки активистов были задержаны полицией якобы за нарушение введенного Минздравом запрета на проведение массовых мероприятий.
Протестующие обвинили правительство и президента в провоцировании «кровопролитной гражданской войны», а освобожденные клирики призвали к продолжению борьбы. «Надо готовиться к долгой борьбе. Мы хотим свободы вероисповедания, хотим порядка в государстве, хотим уважения к Конституции и законам… Пусть же эта борьба продолжается, но подлинно Божиими средствами — истиной и правдой, и любовью к нашему Отечеству. Пусть воцарится мир, благословение Божие и братское согласие между нами», — заявил епископ на массовом митинге своих сторонников после выхода их тюрьмы.
Этими словами Иоанникия дал понять, что «нарушение карантинных мер» на самом деле является лишь прикрытием для атаки на Сербскую церковь. Тем более, что правительство само собиралось смягчить их, а с 1 июня даже открыть туристический сезон. Именно с этой целью власти Черногории ведут переговоры с руководством ЕС о включении страны в «туристический коридор» для свободного доступа гражданам богатых европейских государств к пляжам и населенным пунктам.
Вместе с тем, Иоанникии грозит год заключения, в рамках возбужденного уголовного дела, а по новому закону «О свободе вероисповедания», принятого в конце декабря прошлого года у Сербской церкви в Черногории могут отобрать храмы и землю, которую продадут с молотка для покрытия внешнего долга в 8 миллиардов долларов, превышающего в два раза бюджет страны. Этим законом прозападное правительство стремится также подорвать позиции канонической церкви и навязать обществу непризнанную никем раскольническую Черногорскую «автокефальную» церковь.
Как видим в данном случае напрашиваются прямые аналогии с Украиной, где также всеми силами захватываются церкви и собственность московской патриархии. В данном случае черногорские власти по указке Запада хотят резко ослабить влияние соседней Сербии и продолжают для этого свою политику по расколу верующих и священников. Однако эти антицерковные меры и в особенности закон «О свободе вероисповедания» вызвали не только серьезное отторжение у населения, но и массовые еженедельные акции по всей стране, в которых приняло участие более трехсот тысяч человек – половина черногорцев.
Арест епископа Иоанникии и семи священников лишь подлил масла в огонь и усилил внутриполитический кризис. Администрация президента не хочет замечать и признавать усиливавшуюся роль Сербской церкви и винит в происходящем сугубо нынешнюю оппозицию, которая в ситуации экономического кризиса и социального недовольства черногорцев может составить реальную конкуренцию на президентских выборах Мило Джукановичу, находящемуся у власти уже более 20-ти лет.
Вместе с тем, Сербская церковь давно превратилась в самостоятельную политическую и духовную силу, которая старается занять нейтральную позицию и возвыситься над схваткой. Во всяком случае она не собирается поддерживать на президентских выборах ни одну из сторон, понимая, что обе они дискредитируют себя и теряют опору среди населения. В итоге церковь оказалась единственным авторитетом, который поддерживается верующими от нападок государства.
Сотни тысяч черногорцев, как и их православные священнослужители, хотят остановить кампанию травли церкви и еще больше консолидируются вокруг фигуры митрополита Черногорского Амфилохия и епископов. Молниеносная реакция прихожан, вышедших на массовые акции протеста после ареста владыки Иоанникии – наглядное доказательство этому. В этой борьбе их поддерживает патриарх Сербский Ириней, а также Синод Сербской православной церкви, которые «призвали к конструктивному диалогу между властями Черногории и священноначалием Православной церкви в данной стране».
Для Сербской церкви эта битва за сохранение святынь и единства паствы в Черногории носит эпохальный характер и имеет огромное значение в деле противодействия силам Запада по разрушению влияния православной религии в Македонии, Косово, Боснии и в балканских странах. Ведь очевидно, что такая работа по расколу конкретно Сербской церкви в бывших республиках Югославии ведется американскими и европейскими спецслужбами уже почти три десятилетия. И сейчас в Черногории решается вопрос о том, насколько быстрее пойдет этот процесс дальше.
Русская православная церковь одна из первых заявила о своей поддержке братьям в Черногории, потребовав освобождения арестованных священнослужителей и осудив принятый скупщиной (парламентом – прим. ред.) 27 декабря прошлого года закон «О свободе вероисповедания», который сейчас хотят реализовать на практике.
«Мы должны быть солидарны с владыкой и митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием, осудить захват храмов и любые попытки государственных властей Черногории отнять всю недвижимость у канонической Церкви. А ведь это происходит в сердце Европы — той самой Европы, которая декларировала, как и Соединенные Штаты, принцип отделения Церкви от государства! Стало быть, принцип светского государства легко попирается ради определенных политических целей, в числе которых, несомненно, борьба с Россией», – отметил Патриарх Московский и вся Руси Кирилл.
И тут глава РПЦ совершенно прав, так как война с Сербской церковью – это война и против России на Балканах и в бывшей Югославии, так как Сербия и ее православные иерархи по сути последние, кто активно противостоит экспансии США и НАТО в регионе. Ведь вхождение Черногории в Североатлантический Альянс и закрепление колониального подчиненного положения страны перед ЕС немыслимо без уничтожения форпоста российского и сербского влияния в лице церкви. Для этого и начинаются репрессии, травля в прессе и попытки переформатировать сознание черногорцев.
Как видим это не просто какой-то конфликт из-за лакомых участков земли возле моря и не сугубо внутреннее дело самой Черногории, а навязанная извне кампания по разрушению Сербской православной церкви, прихожане которой сопротивляются как могут этому нашествию. Государство здесь действительно выступает в качестве инструмента по демонтажу традиционного народного уклада, стержнем которого всегда выступала православная вера, и одновременно агентом тлетворного западного влияния.
Поэтому в этой ситуации мы должны быть вместе с народом Черногории, который защищает не только церковь, но свое исконное право жить самостоятельно, исходя из своих представлений о морали, духовности и справедливости.
Фото: rg.ru