Большие затраты на борьбу с пандемией коронавируса при невысоких ценах на нефтепродукты повлекли за собой рост внутреннего и внешнего долгов правительства страны, а также ускорение их темпов роста. Исходя из данных, предоставленных Министерством финансов, следует, что за прошлый год государственный долг Казахстана вырос на 25,2% — до 20 трлн 642,5 млрд, в долларовом эквиваленте – на 13,4%, до 49 млрд 65,9 млн долларов. В абсолютном выражении соответственно на 4 трлн 155,7 млрд тенге или 5 млрд 813,8 млн долларов. В 2019 году он увеличился всего на 7,1%, а в пересчете на американскую валюту – на 8%.
Также не стоит забывать, что в прошлом году на поддержку борьбы с распространением COVID-19 и экономику страны был увеличен гарантированный трансферт из Нацфонда — с 2,07 до 4,77 трлн тенге, или на 2,7 трлн. По моему мнению, это никак не связано с ростом государственного долга. Выходит, что у Казахстана возникла финансовая «черная дыра» в бюджете с размером свыше 4,155 трлн. Такая разница в темпах роста выглядит вполне понятной. Но все же стоит напомнить, что в 2020 году для финансирования борьбы с коронавирусом и поддержки экономики был увеличен гарантированный трансферт из Нацфонда — с 2,07 до 4,77 трлн тенге, или на 2,7 трлн. Это не связано с ростом госдолга. Министр финансов Ерулан Жамаубаев объяснил это тем, что изначально расходы бюджета для финансирования антикризисных мер и отдельных поручений президента в 2020 году выросли на 1,4 трлн тенге. А уже потом на 205 млрд тенге с ростом до 14,5 млрд. Вопрос, зачем тогда правительству надо было занимать денег гораздо больше, остается открытым.
Именно на плечах правительства лежит основная часть госдолга страны. В прошлом году его внутренняя часть выросла практически на 40% — до 9 трлн 760,9 млрд, в абсолютном выражении – на 2 трлн 715,6 млрд тенге. Основанная же его часть, а это около 7 трлн 500 млрд тенге, приходится на долгосрочные государственные казначейские обязательства. В них вложена большая часть пенсионных средств Единого накопительного пенсионного фонда. Стоит отметить, что внешний долг правительства, сформированный в свободно конвертируемой валюте, вырос на 7,6% — до 16 млрд 393,9 млн долларов. В абсолютном выражении – на 1 млрд 161,0 млн долларов.
Согласно обнародованной информации Минфина второе место по государственному долгу принадлежит Национальному банку, однако его долг является внутренним. Хочу добавить, что объем обязательств Нацбанка за 2020 год снизился на 14,4% — до 2 трлн 927,3 млрд тенге или же на 22,4%, до 6 млрд 957,9 млн в долларовом эквиваленте. Следом идут местные исполнительные органы власти. Как раз таки их долги в значительной степени выросли, а именно в 2,1 раза — до 1 трлн 742,0 млрд тенге или же в 1,9 раз, до 4 млрд 140,6 млн долларов. Опираясь на вышеперечисленные факты можно сказать, что общая сумма задолженностей Казахстана за прошедший год увеличилась на 24,7% — до 21 трлн 548,3 млрд тенге и на 12,9%, до 51 млрд 219 млн в долларовом эквиваленте.
Как видим, происходит рост не только внешнего долга, но и образование огромного дефицита в бюджете, который составил 4,155 трлн тенге, способствующий созданию новых долгов. То есть перманентный рост внешнего долга, связанный с увеличением расходов государства, ложится тяжелым бременем на сырьевую экономику и грозит в перспективе исчерпанием средств Национального фонда, который уже с 2015-го года работает в расходном режиме. Данная тенденция тревожная, так как в итоге приведет к уменьшению золотовалютных резервов, а вместе со снижением спроса на нефтяное сырье сыграет на обесценивание национальной валюты.
Болат Нургалиев, политолог, специально для «Эхо Казахстана».
Фото: ru.siluxgc.com