В Казахстане наблюдается довольно интересная тенденция: несмотря на указ президента Касым-Жомарта Токаева о моратории на создание новых квазигосударственных компаний, в уходящем году появилось еще четыре квазигоспредприятия. В связи с этим возникает вопрос, а почему, собственно, нарушается указ и, самое главное, кто понесет за это ответственность?
Начать хотелось бы с того, что в самом указе Токаева есть достаточное количество исключений, связанных с созданием особо важных структур. Поэтому, когда требуется создать компанию в квазигосударственном секторе, правительство находит возможности обойти указ.
Самым интересным из списка новых квазигосструктур является национальный оператор в области здравоохранения Turar Healthcare, в частности, его проект по ликвидации 40 больниц с заменой их на 20 новых. Как заявил глава Минздрава Алексей Цой, строительство новых медучреждений обусловлено тем, что нынешние уже ветхие и вот-вот развалятся. В связи с этим возникает вопрос, а куда же были потрачены бюджетные средства, предусмотренные на ремонт медицинской инфраструктуры и поддержание ее в рабочем состоянии?
Известно, что процессом сноса, строительства и управлением будет заниматься одна компания. Но каким образом оператор строительства становится управляющим всеми больницами? Получается, что фактически все новые медучреждения попадут в частные руки.
Как видим, на деле за этот год количество квазигосударственных компаний, то есть на самом деле частных, но получающих субсидии из государственных средств, не только не уменьшилось, а увеличилось. При этом они участвуют в таких хитрых схемах приватизации через якобы возведение новых больниц, а затем сами же будут эксплуатировать данные объекты. Есть серьезные опасения, что данные компании занимаются легальным расхищением бюджетных средств на фоне пандемии, падения уровня жизни населения и отсутствия обрабатывающей промышленности. Неужели эта паразитическая опухоль будет и дальше разрастаться?
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: 365info.kz