Сложившаяся в настоящее время геополитическая обстановка в Центральной Азии весьма неоднозначная и довольно напряженная. При этом страны Запада настойчиво пытаются навязать свою повестку странам региона, а также повлиять на их внешнеполитические связи. Особый интерес к распространению своего влияния на регион ЦА питает военно-политический блок НАТО.
Для Республики Казахстан партнерское взаимодействие с Североатлантическим альянсом сулит лишь определенные риски и вызовы. В результате такого сотрудничества определенно произойдут изменения в политической, экономической и других сферах, что с большой вероятностью может быть воспринято обществом весьма негативно. Вместе с тем не стоит исключать и риск потери некоторой степени суверенитета при партнерстве с НАТО, а это, в свою очередь, непременно вызовет опасения среди граждан страны и политических лидеров Центральноазиатского региона.
При рассмотрении возможности сотрудничества с Североатлантическим альянсом Казахстану следует взвешенно подойти к данному вопросу и трезво оценить вероятные плюсы и минусы при таком взаимодействии. Важно учесть при этом национальные интересы республики и поставленные цели. Кроме того, важную роль играет создание баланса между внешней поддержкой и сохранением собственной идентичности, суверенитета и стабильности в регионе. Все мы прекрасно знаем, чем может обернуться несоблюдение этих важных пунктов на примере конфликта на Украине.
В случае, если Казахстан все-таки решится на сотрудничество с военно-политическим блоком НАТО, страна может столкнуться с целым рядом негативных последствий. К примеру, взаимодействие с Североатлантическим альянсом может привести к вмешательству во внутренние дела республики, что вызовет сопротивление у сторонников сохранения государственного суверенитета.
Еще одной негативной стороной являются риски вооруженных конфликтов. Сближение с НАТО способствует повышению риска участия в конфликтах международного масштаба. Особо актуален этот риск на фоне геостратегической напряженности, когда страна может быть втянута в военный конфликт без прямой связи с собственными национальными интересами.
Кроме того, военное сотрудничество с Североатлантическим альянсом может изменить существующий баланс сил в Центральной Азии, что непременно вызовет негодование других государств региона. В итоге это может вылиться в увеличение напряженности, а в последующем привести к потенциальным конфликтам.
Наконец, сближение Республики Казахстан с Североатлантическим альянсом может быть неприемлемо для соседствующих государств, ведь это может являться угрозой их интересам. Такой сценарий может подпортить отношения с региональными партнерами и привести к дополнительным геополитическим сложностям. Точно можно сказать лишь одно — сотрудничество Казахстана с НАТО вызовет негодование у Российской Федерации.
К слову, Россия является крупнейшим соседом и ключевым партнером нашей страны. Кроме того, не стоит забывать и об украинском конфликте, который был вызван, в том числе, стремлением Киева присоединиться к Североатлантическому альянсу. Данный сценарий был неприемлем для российской стороны, так как блок НАТО мог приблизиться к границам РФ. Это, в свою очередь, означало бы наращивание возможной угрозы для России на востоке Европы.
Таким образом, Республика Казахстан может столкнуться с большим числом негативных последствий от возможного сотрудничества с Североатлантическим альянсом. В случае военного сотрудничества с НАТО Казахстан создаст дополнительную напряженность в Центральноазиатском регионе и может значительно ухудшить отношения со своими соседями.