Евросоюзом была принята новая стратегия сотрудничества с Центральной Азией, в которой обозначены основные приоритеты работы в регионе. В документе на 17-ти страницах содержится мало конкретики, а также уж очень он напоминает прошлый вариант стратегии 2007 года. На фоне российской и китайской доминантности в регионе и сохраняющегося американского влияния, попытки ЕС усилить свое влияние выглядят довольно таки слабовато. Чего хочет и может добиться Евросоюз в Центральной Азии рассказали News.ru.
Обнародованная стратегия ЕС, носящая название «Новые возможности для сильного партнёрства» определяет приоритеты деятельности с 5 государствами Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.
В данном документе указывается, что ЕС готов способствовать развитию данных государств, укреплять их взаимоотношения, а также обещают содействие при вступлении во Всемирную торговую организацию. Кроме развития в экономике и политике, в документе есть также вопросы безопасности, касающиеся Афганистана, и рост демократических институтов.
При этом в обновленной стратегии отмечается: что основа кооперации – это Соглашение о расширенном сотрудничестве, заключенное 4 года назад между Евросоюзом и Казахстаном, а на данный момент осуществляются переговоры по подписанию соответствующих документов с Узбекистаном и Кыргызстаном.
Европейское «Новое видение» на Центральную Азию было раскритиковано рядом иностранных изданий. К примеру, “The Diplomat” обозвал данный документ «старой стратегией ЕС по Центральной Азии в новом PDF-файле». Как написало издание, приоритеты Евросоюза в регионе нисколько не изменились, а также не было предложено никаких новых идей по их реализации, а часть пунктов выглядит вообще расплывчато.
Однако, отличия всё же имеются. В частности, новая стратегия в наибольшей мере концентрируется на экономических аспектах сотрудничества, а развитие демократических ценностей отодвинулось в ней на второй план. Данные преобразования можно отнести к неудачам политики Евросоюза в Центральной Азии в течение последних десятилетий.
Союзником Евросоюза в регионе были США, имеющие здесь большое влияние. Благодаря совпадению интересов в некоторых вопросах, к примеру, по Афганистану, Евросоюз и США смогли скооперироваться. Но, когда Дональд Трамп пришел к власти, влияние США стало слабее, как и заинтересованность Штатов к тамошнему развитию демократии. Сосредоточенность на вопросах экономики, представленная в документе, свидетельствует о решении Евросоюза проводить более автономную политику.
Но такие планы ЕС навряд ли смогут быть осуществлены в полной мере. Наиболее влиятельными акторами в регионе по-прежнему являются Россия, Китай и США. И каждое из государств имеет сложившиеся форматы взаимодействия. Россия привлекла республики в ОДКБ, ШОС и ЕАЭС, а Китаем было предложено включение в проект «Один пояс — один путь». С Америкой работает формат диалога 5+1. Евросоюз не только не входит ни в один общий формат, но и не сможет инвестировать в Центральную Азию так, как КНР или Россия.
Обновленная стратегия разнится с первой большим прагматизмом. Видимо, в Европе сделали определенные выводы из неудачных попыток продвижения интересов ЕС в данном регионе за последнюю четверть века и хотят смягчить новый вариант. Стратегия уже нацелена не на развитие абстрактно понимаемых демократических ценностей, а на оживление сотрудничества в экономике, взаимодействие в соцсфере, в построении новых институтов, в первую очередь — по линии гражданского общества и т.д.
При этом возник вопрос: какие ресурсы планирует предоставлять Брюссель для ее реализации? Существенного изменения финансирования не предусматривается. Европейцы долго были в Центральной Азии младшими партнерами Америки, которая вела большую политику, а они ей подыгрывали и по мере сил пытались утвердить также свои интересы. Получилось не так как хотелось.
Сейчас, согласно новому плану, Евросоюз попытается стать более состоятельным центром внешнеполитической силы в Центральной Азии. Но где она возьмет ресурсное обеспечение, политическое влияние, географическую отдалённость экономических связей, которые имеют другие центры силы, играющие в «главной лиге»? ЕС же сейчас находится во «второй лиге», и принятая стратегия вряд ли что-то очень поменяет.
Кстати, Евросоюз является единственным мировым центром силы, имеющий написанную и принятую стратегию в данном регионе. Но как мы видим, существование бумаги не являет её реализацию и получение каких-то геополитических и экономических бонусов.
Европейский Союз пытается усилить свое влияние в Центральной Азии за счет вступления в силу соглашения об экономическом сотрудничестве между ЕС и Казахстаном, подписанном в 2015-м году, который уже ратифицировали практически все парламенты стран этого Союза. Наш постоянный эксперт и ведущий специалист Центра анализа интеграционных стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов прокомментировал действия ЕС в Казахстане, сделав вывод о том, что интересы главных игроков Франции и Германии направлены на укрепление позиций их добывающих компаний.
«Европейский Союз стремится укрепить позиции своих добывающих компаний, в первую очередь в Казахстане и его политика мало отличается от политики США. Бигбизнес и политический истеблишмент Европы сильно рассчитывает на запуск соглашения об экономическом сотрудничестве с Казахстаном, которое было подписано в декабре 2015 года и ратифицировано уже практически всеми парламентами европейских стран. Надо отметить, что 70% добытой нефти из РК также идет в страны ЕС. Казахстан в этом соглашении становится не только сырьевым придатком, но для европейских компаний еще больше открывается его внутренний рынок. В связи с этим существует опасность активного реэкспорта европейских товаров уже на внутренний рынок ЕАЭС по демпинговым ценам. Кроме этого, страны ЕС участвуют в рамках НАТО в Афганистане и соответственно им важен транспортный коридор через страны Центральной Азии и в этом смысле европейские страны будут выступать лишь в качестве сателлитов Вашингтона», – подытожил У. Бабагулов.
Фото: news.yandex.uz