Эхо Казахстана
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
    • Коррупция
    • Криминал
    • Культура
    • Медицина
    • Образование
    • Религия
    • Спорт
    • Факты истории
  • В мире
    • Содружество
    • Украина
  • Аналитика
No Result
View All Result
Эхо Казахстана
No Result
View All Result
Главная Аналитика

Чего хочет и может добиться Евросоюз в Центральной Азии?

7 лет назад
Чего хочет и может добиться Евросоюз в Центральной Азии?

Евросоюзом была принята новая стратегия сотрудничества с Центральной Азией, в которой обозначены основные приоритеты работы в регионе. В документе на 17-ти страницах содержится мало конкретики, а также уж очень он напоминает прошлый вариант стратегии 2007 года. На фоне российской и китайской доминантности в регионе и сохраняющегося американского влияния, попытки ЕС усилить свое влияние выглядят довольно таки слабовато. Чего хочет и может добиться Евросоюз в Центральной Азии рассказали News.ru.

Обнародованная стратегия ЕС, носящая название «Новые возможности для сильного партнёрства» определяет приоритеты деятельности с 5 государствами Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.

В данном документе указывается, что ЕС готов способствовать развитию данных государств, укреплять их взаимоотношения, а также обещают содействие при вступлении во Всемирную торговую организацию. Кроме развития в экономике и политике, в документе есть также вопросы безопасности, касающиеся Афганистана, и рост демократических институтов.

При этом в обновленной стратегии отмечается: что основа кооперации — это Соглашение о расширенном сотрудничестве, заключенное 4 года назад между Евросоюзом и Казахстаном, а на данный момент осуществляются переговоры по подписанию соответствующих документов с Узбекистаном и Кыргызстаном.

Европейское «Новое видение» на Центральную Азию было раскритиковано рядом иностранных изданий. К примеру, «The Diplomat» обозвал данный документ «старой стратегией ЕС по Центральной Азии в новом PDF-файле». Как написало издание, приоритеты Евросоюза в регионе нисколько не изменились, а также не было предложено никаких новых идей по их реализации, а часть пунктов выглядит вообще расплывчато.

Однако, отличия всё же имеются. В частности, новая стратегия в наибольшей мере концентрируется на экономических аспектах сотрудничества, а развитие демократических ценностей отодвинулось в ней на второй план. Данные преобразования можно отнести к неудачам политики Евросоюза в Центральной Азии в течение последних десятилетий.

Союзником Евросоюза в регионе были США, имеющие здесь большое влияние. Благодаря совпадению интересов в некоторых вопросах, к примеру, по Афганистану, Евросоюз и США смогли скооперироваться. Но, когда Дональд Трамп пришел к власти, влияние США стало слабее, как и заинтересованность Штатов к тамошнему развитию демократии. Сосредоточенность на вопросах экономики, представленная в документе, свидетельствует о решении Евросоюза проводить более автономную политику.

Но такие планы ЕС навряд ли смогут быть осуществлены в полной мере. Наиболее влиятельными акторами в регионе по-прежнему являются Россия, Китай и США. И каждое из государств имеет сложившиеся форматы взаимодействия. Россия привлекла республики в ОДКБ, ШОС и ЕАЭС, а Китаем было предложено включение в проект «Один пояс — один путь». С Америкой работает формат диалога 5+1. Евросоюз не только не входит ни в один общий формат, но и не сможет инвестировать в Центральную Азию так, как КНР или Россия.

Обновленная стратегия разнится с первой большим прагматизмом. Видимо, в Европе сделали определенные выводы из неудачных попыток продвижения интересов ЕС в данном регионе за последнюю четверть века и хотят смягчить новый вариант. Стратегия уже нацелена не на развитие абстрактно понимаемых демократических ценностей, а на оживление сотрудничества в экономике, взаимодействие в соцсфере, в построении новых институтов, в первую очередь — по линии гражданского общества и т.д.

При этом возник вопрос: какие ресурсы планирует предоставлять Брюссель для ее реализации? Существенного изменения финансирования не предусматривается. Европейцы долго были в Центральной Азии младшими партнерами Америки, которая вела большую политику, а они ей подыгрывали и по мере сил пытались утвердить также свои интересы. Получилось не так как хотелось.

Сейчас, согласно новому плану, Евросоюз попытается стать более состоятельным центром внешнеполитической силы в Центральной Азии. Но где она возьмет ресурсное обеспечение, политическое влияние, географическую отдалённость экономических связей, которые имеют другие центры силы, играющие в «главной лиге»? ЕС же сейчас находится во «второй лиге», и принятая стратегия вряд ли что-то очень поменяет.

Кстати, Евросоюз является единственным мировым центром силы, имеющий написанную и принятую стратегию в данном регионе. Но как мы видим, существование бумаги не являет её реализацию и получение каких-то геополитических и экономических бонусов.

Европейский Союз пытается усилить свое влияние в Центральной Азии за счет вступления в силу соглашения об экономическом сотрудничестве между ЕС и Казахстаном, подписанном в 2015-м году, который уже ратифицировали практически все парламенты стран этого Союза. Наш постоянный эксперт и ведущий специалист Центра анализа интеграционных стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов прокомментировал действия ЕС в Казахстане, сделав вывод о том, что интересы главных игроков Франции и Германии направлены на укрепление позиций их добывающих компаний.

«Европейский Союз стремится укрепить позиции своих добывающих компаний, в первую очередь в Казахстане и его политика мало отличается от политики США. Бигбизнес и политический истеблишмент Европы сильно рассчитывает на запуск соглашения об экономическом сотрудничестве с Казахстаном, которое было подписано в декабре 2015 года и ратифицировано уже практически всеми парламентами европейских стран. Надо отметить, что 70% добытой нефти из РК также идет в страны ЕС. Казахстан в этом соглашении становится не только сырьевым придатком, но для европейских компаний еще больше открывается его внутренний рынок. В связи с этим существует опасность активного реэкспорта европейских товаров уже на внутренний рынок ЕАЭС по демпинговым ценам. Кроме этого, страны ЕС участвуют в рамках НАТО в Афганистане и соответственно им важен транспортный коридор через страны Центральной Азии и в этом смысле европейские страны будут выступать лишь в качестве сателлитов Вашингтона», — подытожил У. Бабагулов.

Фото: news.yandex.uz

Новости СМИ2
Предыдущий

Курс молодого бойца проходят новобранцы в Казахстане

Следующий

Проблема последствий загрязнения нефти будет решена между компаниями РК и РФ

Рекомендуем Посты

Казахстан и Армения: курс на стратегическое партнерство
Аналитика

Казахстан и Армения: курс на стратегическое партнерство

21/11/2025 17:58

Связи Астаны и Еревана после распада Союза Советских Социалистических Республик в различных сферах развивались с разной скоростью, отмечает казахстанский политолог Эдуард Полетаев. Тем не менее сегодня, в рамках официального визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Казахстан, между странами будет подписан...

Токаев 2 сентября выступит с Посланием казахстанскому народу
Политика

Токаев выразил соболезнования генсеку ЦК Коммунистической партии Вьетнама

21/11/2025 16:32

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования генеральному секретарю Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Ламу. Об этом сообщает пресс-служба казахстанского лидера в мессенджере Telegram. Как отмечает Акорда, глава казахстанского государства с прискорбием воспринял известие о многочисленных человеческих жертвах в...

Рост зарплат в Казахстане: за цифрами статистики скрывается неравномерная реальность
Аналитика

Рост зарплат в Казахстане: за цифрами статистики скрывается неравномерная реальность

21/11/2025 16:14

По итогам третьего квартала текущего года номинальная средняя заработная плата в Республике Казахстан достигла 429 368 тенге, продемонстрировав годовой рост на 10%. Однако за этим позитивным трендом скрываются структурные проблемы, которые не позволяют большинству граждан ощутить улучшение благосостояния. Ключевым индикатором,...

Глава МИД Казахстана принял генсекретаря внешнеполитического ведомства Катара
Политика

Глава МИД Казахстана принял генсекретаря внешнеполитического ведомства Катара

20/11/2025 13:01

Ермек Кошербаев, министр иностранных дел Республики Казахстан, провел встречу с генеральным секретарем внешнеполитического ведомства Государства Катар Ахмедом Хасаном Аль-Хаммади. Соответствующая публикация размещена на сайте МИД Казахстана. Как сообщается в публикации, в ходе состоявшейся встречи стороны отметили высокий уровень политического диалога...

2

В тренде

    3
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
    • В мире
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.

    No Result
    View All Result
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
      • Коррупция
      • Криминал
      • Культура
      • Медицина
      • Образование
      • Религия
      • Спорт
      • Факты истории
    • В мире
      • Содружество
      • Украина
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.