Эхо Казахстана
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
    • Коррупция
    • Криминал
    • Культура
    • Медицина
    • Образование
    • Религия
    • Спорт
    • Факты истории
  • В мире
    • Содружество
    • Украина
  • Аналитика
No Result
View All Result
Эхо Казахстана
No Result
View All Result
Главная Аналитика

Чего хочет и может добиться Евросоюз в Центральной Азии?

6 лет назад
Чего хочет и может добиться Евросоюз в Центральной Азии?

Евросоюзом была принята новая стратегия сотрудничества с Центральной Азией, в которой обозначены основные приоритеты работы в регионе. В документе на 17-ти страницах содержится мало конкретики, а также уж очень он напоминает прошлый вариант стратегии 2007 года. На фоне российской и китайской доминантности в регионе и сохраняющегося американского влияния, попытки ЕС усилить свое влияние выглядят довольно таки слабовато. Чего хочет и может добиться Евросоюз в Центральной Азии рассказали News.ru.

Обнародованная стратегия ЕС, носящая название «Новые возможности для сильного партнёрства» определяет приоритеты деятельности с 5 государствами Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.

В данном документе указывается, что ЕС готов способствовать развитию данных государств, укреплять их взаимоотношения, а также обещают содействие при вступлении во Всемирную торговую организацию. Кроме развития в экономике и политике, в документе есть также вопросы безопасности, касающиеся Афганистана, и рост демократических институтов.

При этом в обновленной стратегии отмечается: что основа кооперации — это Соглашение о расширенном сотрудничестве, заключенное 4 года назад между Евросоюзом и Казахстаном, а на данный момент осуществляются переговоры по подписанию соответствующих документов с Узбекистаном и Кыргызстаном.

Европейское «Новое видение» на Центральную Азию было раскритиковано рядом иностранных изданий. К примеру, «The Diplomat» обозвал данный документ «старой стратегией ЕС по Центральной Азии в новом PDF-файле». Как написало издание, приоритеты Евросоюза в регионе нисколько не изменились, а также не было предложено никаких новых идей по их реализации, а часть пунктов выглядит вообще расплывчато.

Однако, отличия всё же имеются. В частности, новая стратегия в наибольшей мере концентрируется на экономических аспектах сотрудничества, а развитие демократических ценностей отодвинулось в ней на второй план. Данные преобразования можно отнести к неудачам политики Евросоюза в Центральной Азии в течение последних десятилетий.

Союзником Евросоюза в регионе были США, имеющие здесь большое влияние. Благодаря совпадению интересов в некоторых вопросах, к примеру, по Афганистану, Евросоюз и США смогли скооперироваться. Но, когда Дональд Трамп пришел к власти, влияние США стало слабее, как и заинтересованность Штатов к тамошнему развитию демократии. Сосредоточенность на вопросах экономики, представленная в документе, свидетельствует о решении Евросоюза проводить более автономную политику.

Но такие планы ЕС навряд ли смогут быть осуществлены в полной мере. Наиболее влиятельными акторами в регионе по-прежнему являются Россия, Китай и США. И каждое из государств имеет сложившиеся форматы взаимодействия. Россия привлекла республики в ОДКБ, ШОС и ЕАЭС, а Китаем было предложено включение в проект «Один пояс — один путь». С Америкой работает формат диалога 5+1. Евросоюз не только не входит ни в один общий формат, но и не сможет инвестировать в Центральную Азию так, как КНР или Россия.

Обновленная стратегия разнится с первой большим прагматизмом. Видимо, в Европе сделали определенные выводы из неудачных попыток продвижения интересов ЕС в данном регионе за последнюю четверть века и хотят смягчить новый вариант. Стратегия уже нацелена не на развитие абстрактно понимаемых демократических ценностей, а на оживление сотрудничества в экономике, взаимодействие в соцсфере, в построении новых институтов, в первую очередь — по линии гражданского общества и т.д.

При этом возник вопрос: какие ресурсы планирует предоставлять Брюссель для ее реализации? Существенного изменения финансирования не предусматривается. Европейцы долго были в Центральной Азии младшими партнерами Америки, которая вела большую политику, а они ей подыгрывали и по мере сил пытались утвердить также свои интересы. Получилось не так как хотелось.

Сейчас, согласно новому плану, Евросоюз попытается стать более состоятельным центром внешнеполитической силы в Центральной Азии. Но где она возьмет ресурсное обеспечение, политическое влияние, географическую отдалённость экономических связей, которые имеют другие центры силы, играющие в «главной лиге»? ЕС же сейчас находится во «второй лиге», и принятая стратегия вряд ли что-то очень поменяет.

Кстати, Евросоюз является единственным мировым центром силы, имеющий написанную и принятую стратегию в данном регионе. Но как мы видим, существование бумаги не являет её реализацию и получение каких-то геополитических и экономических бонусов.

Европейский Союз пытается усилить свое влияние в Центральной Азии за счет вступления в силу соглашения об экономическом сотрудничестве между ЕС и Казахстаном, подписанном в 2015-м году, который уже ратифицировали практически все парламенты стран этого Союза. Наш постоянный эксперт и ведущий специалист Центра анализа интеграционных стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов прокомментировал действия ЕС в Казахстане, сделав вывод о том, что интересы главных игроков Франции и Германии направлены на укрепление позиций их добывающих компаний.

«Европейский Союз стремится укрепить позиции своих добывающих компаний, в первую очередь в Казахстане и его политика мало отличается от политики США. Бигбизнес и политический истеблишмент Европы сильно рассчитывает на запуск соглашения об экономическом сотрудничестве с Казахстаном, которое было подписано в декабре 2015 года и ратифицировано уже практически всеми парламентами европейских стран. Надо отметить, что 70% добытой нефти из РК также идет в страны ЕС. Казахстан в этом соглашении становится не только сырьевым придатком, но для европейских компаний еще больше открывается его внутренний рынок. В связи с этим существует опасность активного реэкспорта европейских товаров уже на внутренний рынок ЕАЭС по демпинговым ценам. Кроме этого, страны ЕС участвуют в рамках НАТО в Афганистане и соответственно им важен транспортный коридор через страны Центральной Азии и в этом смысле европейские страны будут выступать лишь в качестве сателлитов Вашингтона», — подытожил У. Бабагулов.

Фото: news.yandex.uz

Новости СМИ2
Предыдущий

Курс молодого бойца проходят новобранцы в Казахстане

Следующий

Проблема последствий загрязнения нефти будет решена между компаниями РК и РФ

Рекомендуем Посты

Рост преступности мигрантов из Магриба становится новой тревожной тенденцией в Европе
Аналитика

Рост преступности мигрантов из Магриба становится новой тревожной тенденцией в Европе

07/11/2025 19:56

За последние пару месяцев 2025 года в ряде западноевропейских стран заметно выросло число преступлений, в которых подозреваемыми являются выходцы из стран Магриба (Северной Африки – Алжир, Марокко, Тунис). Свежие данные правоохранительных органов подтверждают эту тревожную тенденцию. В средствах массовой информации...

Формат С5+1 как платформа для роста: экономические и политические итоги визита Токаева в США
Аналитика

Формат С5+1 как платформа для роста: экономические и политические итоги визита Токаева в США

07/11/2025 17:01

Республика Казахстан проявляет возросшую активность и инициативность в международных делах. Как отмечает политолог Эдуард Полетаев, последним тому примером является прибытие главы государства Касым-Жомарта Токаева в Вашингтон с официальным визитом. Ключевыми пунктами данного визита стали переговоры с президентом Соединенных Штатов Америки...

Президент Казахстана принял участие в саммите «Центральная Азия – США»
Политика

Президент Казахстана принял участие в саммите «Центральная Азия – США»

07/11/2025 11:03

Глава казахстанского государства Касым-Жомарт Токаев в рамках своего визита в Вашингтон принял участие в саммите «Центральная Азия – США». Соответствующая публикация размещена на сайте Акорды. Как отметил Касым-Жомарт Токаев, саммит в формате С5+1 знаменует собой начало новой эры взаимодействия между...

Состоялся телефонный разговор президентов Казахстана и США с премьер-министром Израиля
Политика

Состоялся телефонный разговор президентов Казахстана и США с премьер-министром Израиля

07/11/2025 10:24

Как сообщает Акорда, президенты Республики Казахстан и Соединенных Штатов Америки Касым-Жомарт Токаев и Дональд Трамп провели в Овальном кабинете совместный телефонный разговор с премьер-министром Израиля провели совместный телефонный разговор Биньямином Нетаньяху. По информации пресс-службы казахстанского лидера, главной темой состоявшейся беседы...

2

В тренде

    3
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
    • В мире
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.

    No Result
    View All Result
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
      • Коррупция
      • Криминал
      • Культура
      • Медицина
      • Образование
      • Религия
      • Спорт
      • Факты истории
    • В мире
      • Содружество
      • Украина
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.