В Республике Казахстан 82 процента бизнесменов отмечают неблагоприятное воздействие распространения коронавирусной инфекции на предпринимательский сектор. В частности у 69 процентов предприятий снизились доходы, а 23 процента респондентов заявили о том, что их бизнес совсем остановлен. Такие выводы представили по итогам исследования Visa о состоянии микро-, малого и среднего бизнеса на территории нашей страны, сообщает ресурс kursiv.kz.
В соответствии с исследованием больше половины руководителей предприятий были вынуждены отправлять часть либо всех своих сотрудников в бесплатный отпуск или же прибегнуть к сокращению зарплат. Большинство респондентов, ощутивших неблагоприятное влияние коронавирусной пандемии, столкнулись со снижением уровня объемов заказов и продаж в связи с уменьшением потребления и деловой активности клиентов, а также несвоевременностью либо прекращением поставок, закрытием торговых точек и введением ограничений на передвижение работников.
«Изменения потребовали от казахстанского микро-, малого и среднего бизнеса стремительной адаптации к новым требованиям, чтобы не потерять клиентов и вместе с ними бизнес. Кому-то пришлось быстро решать вопрос перевода бизнеса в онлайн и оцифровки стандартных операций, а кому-то понадобилось расширить уже существующие диджитальные возможности и внедрить новые инструменты, отвечая на изменения потребительского поведения покупателей», – отмечается в исследовании.
Кроме того, говорится, что тех, кто остался только в офлайн-среде, меньшинство – всего 37 процентов опрошенных сказали, что их бизнес, как и прежде, не присутствует в интернете. При этом 63 процента казахстанских бизнесменов вполне активно используют потенциал онлайна, а также имеют свой сайт либо аккаунт в соцсетях, или же рекламируют свои услуги и товары в интернете.
Большинство бизнесменов считают, что вести предпринимательскую деятельность в республике в предстоящий год станет еще сложнее. И, невзирая на государственную поддержку, интенсивную цифровизацию и быструю адаптацию к новым условиям, национальному микро-, малому и среднему бизнесу нужна дополнительная поддержка, а именно – посредством механизмов денежной помощи, отсрочки обязательных платежей и оказания информподдержки.
Фото: kursiv.kz