На минувшей неделе Общенациональная социал-демократическая партия провела внеочередной съезд, на котором было принято весьма неожиданное решение: ОСДП отказалась участвовать в выборах-2021. Следовательно, бороться за депутатские мандаты будут пять оставшихся партий, которые уже сформировали свои партийные списки и в целом готовы к выборам. Вопрос в другом: насколько оставшиеся игроки являются выразителями широких слоев общества?
Если посмотреть на партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, невооруженным глазом видно, что на втором месте по численности расположилась Народная партия – 125 человек. Примечательно, что в списке НПК много новых людей самых разнообразных профессий. То есть, политобъединение подошло к формированию списка форматно – в нем логично много представителей «от народа». Полагаю, что таким большим списком партия решила завоевать второе место в парламенте.
Третье место по количеству кандидатов в мажилисмены заняла Демократическая партия «Ак жол» – 38 человек. В ее список вошли действующие депутаты и представители регионов из числа бизнес-элит. По сути, мы видим традиционный состав «Ак жола» с «прослойкой» из национал-патриотического крыла.
Наименьший и спорный состав списков у партий «Адала» и «Ауыла». В партийный список первой из них включено 20 человек, а второй – 19 человек. Причем складывается такое впечатление, будто в список «Адала» вошли те, которых другие политформирования отказались брать. Не совсем ясно, что «Адал» хочет сказать своим списком, в который вошли представители национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Если партия собирается представлять интересы нацпалаты, то это вызывает массу вопросов, ведь раньше «Атемекен» работал с правящей партией Nur Otan и «Ак жолом».
Нынешний расклад напоминает конфигурацию прошлых выборов в Мажилис с главным фаворитом в лице Nur Otan. То есть одна партия претендует на победу, две будут бороться за второе место, а остальные как были аутсайдерами, так ими и останутся. При этом голосование за Nur Otan будет вотумом доверия всей правящей элите, в том числе и правительству, и действующему президенту, и Первому Президенту.
Как видим, после схода с политической дистанции ОСДП протестное голосование невозможно в принципе и каких-то «сюрпризов» ожидать уже не приходится. Существующие партии перераспределят оставшиеся голоса, которые не были отданы за Nur Otan и теперь в основном спор идет о том, войдет ли в Мажилис еще одна партия помимо НПК и «Ак жола». Многие пророчат места в парламенте партии Тимура Кулибаева «Адалу», но окончательный расклад мы увидим, конечно, уже 10 января.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: inform.kz