В конце ноября Общенациональная социал-демократическая партия, неожиданно для всех, решила отказаться от участия в выборах в Мажилис и маслихаты, запланированных на 10 января 2021 года. После самоустранения ОСДП возникает вопрос, а кто собственно будет новой оппозицией?
Сейчас на эту роль претендуют Народная партия и Демократическая партия «Ак жол», тем более, что недавно был принят закон о «парламентской оппозиции», закрепивший ее статус и расширивший ее права. Напомню, что, согласно этому закону, прошедшая в парламент оппозиция сможет выдвинуть своего человека в руководители рабочей группы, а также пару раз организовать парламентские слушания на свою тему. Что касается «Ак жола» и НПК, пока не ясно, кому из них достанется роль «парламентской оппозиции», но, по сути, ни одна из этих партий реальной оппозицией не является.
Почему ОСДП отказалась от участия в выборах? По моему мнению, такое решение принято из-за опасений властей протестного голосования и появления радикальных депутатов. И дело здесь не только в сторонниках беглого банкира Мухтара Аблязова, которые могли пополнить ряды ОСДП, а в том, что там могли оказаться чересчур «горячие языки» из гражданских активистов.
«Парламентская оппозиция» будет априори в абсолютном меньшинстве в новом Мажилисе и не сможет выполнить роль канала по «выпусканию пара» недовольства граждан. Но сейчас пока рано говорить о том, кому именно достанется эта роль. В рамках предвыборной агитации могут звучать громкие лозунги и критика, в том числе в адрес некоторых членов правительства, однако после 10 января вся эта критика забудется.
Уничтожение всех легальных правовых форм оппонирования и выражения своего мнения ведет к тому, что исчезает буфер между народом и властью. Это в свою очередь может привести к выплеску протестного настроения. А оно нам надо?
Нынешняя ситуация, несмотря на кажущуюся простоту и предсказуемость, таит огромные угрозы для Акорды, так как после 10 января могут возникнуть большие проблемы с легитимизацией парламентских выборов. Единственная оппозиционная ОСДП могла дать такую легитимность, но ее убрали с дороги, боясь повторения истории с протестными выступлениями бывших сторонников Амиржана Косанова. Теперь любые массовые митинги и забастовки в ситуации отсутствия оппозиции и независимых профсоюзов будут неуправляемы и неподконтрольны. Сможет ли верховная власть справиться с этими опасностями на фоне консервации политической жизни, большой вопрос.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: timeskz.kz