Видно, что инцидент в Кордае власти решили пустить по привычному руслу как локальный конфликт, возникший на бытовой почве. Акорда даже не решается признать наличие межнациональной напряжённости в стране, которая давно назрела в Казахстане. А она реально существует по целому ряду причин, которые режим создавал сам в целях контроля над народом. Главная из них это скрытая сегрегация этносов, глубоко задвинутых от полноценной жизни страны.
Властям не нужны активные русские, уйгуры, корейцы или дунгане на общественно-политическом поле или в государственном управлении, а также в распределении экономики и финансов. Этим этносам подобрали определённые ниши деятельности и проживания с условиями полной подчинённости местным властям через такие каналы, как старейшины, Ассамблея народа Казахстана, назначенные депутаты маслихатов и мажилиса, а также несколько крупных олигархов и отмеченные наградами деятели науки и культуры.
Всем установлены определённые правила существования – одним торговля, другим земли, третьим мануфактура и мелкое строительство, приоритеты на барахолках, в системе общепита и т.д. Таким образом, многие этносы получили определённые гарантии безбедного существования. Но взамен – полная подчинённость властям, беспрекословный контроль со стороны авторитетов диаспоры либо внутренняя эмиграция от проблем государства.
Так этносы уже поколениями привыкли жить в условиях закрытых правил и полной оторванности от общегосударственных процессов. В результате сложился изолированный образ жизни малых этносов как географически, так и ментально. Поэтому для них ближе казахская власть, которая посадила их ‘на цепь’, а не казахский народ, который живёт и развивается по своим законам, уже неинтересным и непривлекательным для других этносов – ни язык, ни культура, ни жизненные проблемы, ни их цели и амбиции.
Таким образом, произошло грандиозное откочёвывание народов Казахстана друг от друга. Даже русские стали чужими – они тоже живут в своём закрытом социальном и духовном анклаве, совершенно не участвуя ни в политических, ни в общественных процессах страны, ориентируясь на информационный и духовный вектор России. Рестораны и места отдыха в городах тоже стали раздельными… Ну прямо США 50-х!
Хорошо ли живётся не титульным в Казахстане и могут ли они по-настоящему любить такую страну, считая её своей родиной? Вряд ли… Вчера посмотрела спич депутата мажилиса дунганина, который в составе правительственной комиссии приехал в Масанчи разбираться и выступал перед своими соплеменниками. Простите, но меня прямо стошнило!
Думаете, он скорбел по погибшим, возмутился убийствам и погромам, заверял, что преступники будут наказаны и прочее? Нет! Он наезжал на жителей, мол, зачем полезли в драку с полицией, зачем говорите, что они вымогали взятки, мол, они везде так делают, зачем пишите возмущённые посты в фейсбуке, зачем жалуетесь комиссии?
Выставлял себя жертвой, как ему было стыдно, перед коллегами в парламенте, что он бедный, несчастный в таком положении оказался. Мол, если вас обидели, скажите мне, я сам всё разведу на верху. И (внимание!) – нам такую честь оказали вице-премьер министр, аким области, депутаты и даже вице-спикеры Дариги Назарбаевой, что приехали в посёлок разбираться! Мол, смотрите, не подведите!
Ну разве это не унижение? Разве это справедливо, по закону? Разве можно терпеть и мириться с таким конформизмом, трусостью и моральной патологией этих лидеров? Вот какими неандертальцами делают власти наших сограждан не казахов – рабами, человеческим мусором! И кто будет любить такую страну? А дежурные слова АНК на праздниках ‘казахи – наши братья и мы благодарны им, что нас приютили’ уже потеряли всякую искренность, так как с тех давних пор нас уже мало что объединяет, мы не чувствуем себя единым народом, потому что не живём одними целями, не сближаемся одной мечтой, не общаемся на уровне одних интересов и общих взглядов на жизнь, политику, социальные проблемы и духовные ценности… А больше отпугиваем требованиями ‘уважать наши традиции и язык’.
Как уважать, если мы давно стали чужими?! Напротив, мы, казахи, должны сегодня бороться за освобождение малых этносов от такой сегрегации акординской идеологии, спущенной сумелекам (подхалимам) из казахстанских диаспор. Так, мы станем сильнее, чтобы влиять на власть и вместе на неё давить, если освободим наших сограждан ‘рабов’ других национальностей. Это как американцы, которые сообща боролись против расизма и за гражданские права всех слоёв населения. Потому и победили!
Но что казахи сегодня? Казахи, доведённые до отчаяния из-за бедности и безысходности, начали искать причины своих бед. Увы, только малая часть народа отчётливо понимает истинные причины своего бедственного положения – в коррумпированной власти и отсутствии прав на достойную жизнь. А многие ведь следуют стадному инстинкту идти за вожаками, которых власть тоже позаботилась создать в лице НурОтана, националистов, религиозных лидеров, ручных профсоюзов… и даже базаркомов и криминальных авторитетов.
Так была раздута теория превосходства и исторического реванша казахской нации и инстинкт ‘свой – чужой’. Чужие это конечно не казахи. А жизнь чужих за закрытыми дверями, куда их загнали наши сегрегаторы, всегда настораживает и даже раздражает. Кажется, что там что то скрывают, что-то делят и обманывают.
Таким образом, фундамент разумного сосуществования народов в Казахстане был изрядно разрушен, а цель власти достигнута – расчленить и раскидать народ по разным углам, чтобы легче было им управлять и гасить в случае взрывов, переводя стрелки то на бытовуху, то на тех же дунган, армян или таджиков, включая при этом взаимную агрессию через механизмы нападений и погромов как в посёлке Масанчи силами бандитов в роли ‘защитников народа’.
Следующий шаг – открытая межнациональная вражда, что приведёт к настоящему упадку всей страны. В общем, доигрались негодяи!
Теперь после кордайских событий, вышедших за пределы и ставших шоком для мирового сообщества, особенно массовое бегство дунган из Казахстана от геноцида, прежний имидж нашей власти как образца успешной межнациональной политики, разбился вдребезги. Некогда надёжные внешние ворота Казахстана теперь треснули и в образованные дыры могут хлынуть всякого рода ‘колонны’, ‘учения’ и другие, вплоть до ‘зелёных человечков’…
Не исключено, что наше межнациональное согласие отдали в жертву либо во внешней, либо во внутренней войне за власть и влияние в Казахстане. Скорее всего так.
Что делать и как быть – вопрос отдельный. Но ясно, что прежняя тоталитарная национальная политика в Казахстане провалена и стала опасной и губительной. Она работала исключительно на этот долгий и проклятый режим. Теперь то, чем мы гордились несколько поколений, может нас погубить, если бацилла ненависти на национальной почве ещё с год-два будет распространяться с такой же скоростью и силой, с какой она выразилась после кордайской трагедии.
Сможет ли власть Токаева найти новые парадигмы национальной философии в головах и душах казахов и всех этносов? Как можно сломать рабскую и унизительную зависимость малых народов от подлых методов власть имуших, завладевших не только собственностью страны, но и человеческими и гражданскими правами 18-миллионного народа?
Хватит ли ума и характера вырваться от финансовой зависимости Китая, военной зависимости России, политической зависимости Запада, а также террористической угрозы Юга, чтобы обрести, наконец, реальную свободу и больше не продавать страну налево и направо, а только богатеть и крепнуть?
Только тогда Казахстан станет сильным, в котором другие захотят жить полноценно, уважая законы, коренной язык и традиции, а его народ казахи будут надёжной государствообразующей нацией, а не как сейчас – потерянной, озлобленной и закомплексованной на национальной чести от своей глубокой несчастности…
Гульжан Ергалиева, журналист.
В материале выражено частное мнение автора. Мнение редакции может не совпадать с изложенным в данной публикации.
Фото: censor.net.ua