Эхо Казахстана
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
    • Коррупция
    • Криминал
    • Культура
    • Медицина
    • Образование
    • Религия
    • Спорт
    • Факты истории
  • В мире
    • Содружество
    • Украина
  • Аналитика
No Result
View All Result
Эхо Казахстана
No Result
View All Result
Главная Аналитика

Бензиновая зависимость Казахстана, главное чтобы было у кого купить

7 лет назад
Бензиновая зависимость Казахстана, главное чтобы было у кого купить

После распада СССР, каждая страна пошла своим путем развития. Казахстан, имея обширные территории, могучего соседа в лице России и таблицу Менделеева под ногами, должен был превзойти все ожидания.

Сегодня, о Казахстане и его развитие знают все. Казахстан является членом ведущих международных организаций – ООН, ОБСЕ, ОИС, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ОДКБ, ОЭСР и других межгосударственных объединений.

Достигнуто многое, впереди еще столько же запланировано, вроде все замечательно, только есть одно НО. Почему мы до сих пор закупаем бензин, когда у нас есть все свое?

Если пробежаться кратко по истории, то получается в 1992 году было получено 25,8 млн тонн, спустя десять лет почти в 2 раза больше. С ведением своей валюты в 1993 цена на А-76 составляла 1.12 тг/литр, при средней зарплате в 128 тенге.

Начиная с 1995 года когда доход населения увеличивается в разы и составляет около 5000 тг, бензин не долго думая, поднимается до 16 тг/л, а А-93 до 22.

Когда в 1999 году начинается азиатский финансовый кризис, инфляция в Казахстане вырастает до 17,8%. Среднемесячные номинальные зарплаты поднимаются до 11,8 тыс. тенге, а цены на А-76 достигли 38 тенге за литр. А-93 по 45 тенге.

Через десять лет, в 2009 году управляющий директор по переработке и маркетингу нефти КМГ Данияр Тиесов, дает интервью, в котором заверяет, что проблему высокой доли (30%) импортного высокооктанового бензина (АИ-92 и выше) на казахстанском рынке может решить модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), раскрывая подробности проектов и сумм, запланированных для реконструкции НПЗ.

Генеральный менеджер КМГ по проектам нефтепереработки и нефтехимии Галимжан Амантурлин, обещает, что модернизация позволит в 2015 году производить полмиллиона тонн высокооктанового бензина.

Бывший премьер-министр Карим Масимов заявляет, что Казахстан может полностью покрыть внутреннюю потребность в высокооктановом бензине за счет производства на отечественных НПЗ с конца 2014 года. К этому времени должна была уже завершиться реконструкция заводов. Однако рост цен это не остановило, и к 2012 году цена дошла до 110 тг/л

Несмотря на попытку сдержать цены, за счет ограничения ввоза бензина, цена так и продолжала свой подъем. В 2016 году количество авто составило около 4 млн, а потребление – 8,8 млн тонн, тогда как заводами было произведено всего лишь 3 млн тонн бензина и 4 млн тонн дизельного топлива, вот тогда казахстанцы начинают знакомится с ценой за АИ-92 135 тг/л.

И даже, временное снижение цены в 2017 году так и не увеличило производство бензина на «модернизированных» НПЗ, затем и на дизельное топливо подняли акцизы.

Известный экономист Сергей Смирнов, считает, что на стоимость топлива влияет 2 фактора и повышение его неизбежно. Первый фактор — это создание единого евроазиатского энергетического рынка.

«Цены на бензин будут выравниваться по российским. Не может быть, чтобы к тому времени в Казахстане автомобильное топливо стоило дешевле, чем у соседней страны. Иначе начнут возникать те моменты, на которые наши власти постоянно жалуются, когда их спрашивают, почему на внутреннем рынке дефицит. В министерстве в таких случаях обычно отвечают «он ушел в Россию», — заметил Смирнов.

А второй фактор — это выплаты кредитов, выданных на модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Экономист напомнил, что на ремонт заводов были взяты крупные кредиты. Вернуть средства можно только за счет повышения цен на ГСМ.

«Мы видим, что на стоимость топлива цена нефти никак не влияет. Потому что сколько бы ни стоил Brent, топливо дорожает. Что касается того, смогут ли отечественные НПЗ обеспечить страну бензином после модернизации, сильно в этом сомневаюсь. В 2009 году, когда принималась программа, заявлялось, что заводы будут перерабатывать 18 млн тонн нефти. В последний раз говорилось о 17,5 млн тонн. То есть объемы переработки уже сокращены. Сейчас на заводы поступает 14-14,5 млн тонн. Также не решен вопрос, где государство найдет еще 3 млн тонн сырья. Непонятно», — подчеркнул Смирнов.

Сейчас, 2018 год, модернизация НПЗ до ума не доведена, закуп топлива так и продолжается, а снижение цен казахстанцам не видать, потому что как отметил министр энергетики Канат Бозумбаев, снижение стоимости приведет к его дефициту.

Хорошо, что у нас есть такой сосед, как Россия, не хватит чего-то, докупим у «своих».

Автор: ТриА

Новости СМИ2
Предыдущий

Нурсултан Назарбаев поручил создать бюджетную авиакомпанию

Следующий

Алматинских продавцов дизтоплива обвиняют в незаконном поднятии цен

Рекомендуем Посты

«Энергоатом» и окружение Зеленского: коррупционный скандал, потрясший Украину
Аналитика

«Энергоатом» и окружение Зеленского: коррупционный скандал, потрясший Украину

19/11/2025 18:11

Раскрытие масштабной преступной группы в сфере энергетики Украины, затронувшей государственную компанию «Энергоатом», вскрыло глубокие системные проблемы и создало серьезный политический кризис для киевского режима. На минувшей неделе украинские антикоррупционные органы объявили о пресечении деятельности высокоуровневой преступной организации, действовавшей в стратегической...

Демографический поворот: как меняется миграционная картина Казахстана в 2025 году
Аналитика

Демографический поворот: как меняется миграционная картина Казахстана в 2025 году

19/11/2025 14:23

По итогам первых трех кварталов 2025 года Казахстан демонстрирует уверенный рост миграционного сальдо. Ключевой индикатор достиг отметки в +10 200 человек, что стало одним из наиболее значимых демографических трендов за последние годы. Драйвером позитивных изменений стало резкое сокращение эмиграции, которая...

Демографический подъем Казахстана: устойчивый рост в 2025 году
Аналитика

Демографический подъем Казахстана: устойчивый рост в 2025 году

19/11/2025 11:42

За три квартала текущего года Республика Казахстан демонстрирует уверенный естественный прирост населения, который достиг отметки в 151,6 тысячи человек. Эта положительная динамика стала результатом сочетания двух ключевых факторов: роста рождаемости и снижения смертности по сравнению с предыдущим периодом. Ключевые цифры...

Транспортная система Казахстана: перестройка логистических коридоров на фоне рекордного роста
Аналитика

Транспортная система Казахстана: перестройка логистических коридоров на фоне рекордного роста

18/11/2025 16:51

Транспортная система Казахстана демонстрирует рекордные темпы развития, свидетельствуя о глубоких структурных изменениях в экономике. По данным Бюро национальной статистики за период с января по октябрь текущего года, сектор «Транспорт и складирование» показал впечатляющий рост на 20,7%. Этот скачок отразился как...

2

В тренде

    3
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
    • В мире
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.

    No Result
    View All Result
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
      • Коррупция
      • Криминал
      • Культура
      • Медицина
      • Образование
      • Религия
      • Спорт
      • Факты истории
    • В мире
      • Содружество
      • Украина
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.