Напряженная атмосфера между Россией и Евросоюзом сохраняется и в настоящее время, поэтому многие эксперты задаются вопросом, как же будет в дальнейшем развиваться сотрудничество между этими странами и Китаем в Центрально-Азиатском регионе. На мой взгляд, Китай все также будет продолжать реализовывать свою доктрину «Один пояс − Один путь», а ЕС и Россия так или иначе будут взаимодействовать по налаживанию сухопутного моста, но, естественно, на своих условиях.
В самой ближайшей перспективе сотрудничество в Центральной Азии между Евросоюзом, РФ и Китаем маловероятно, но есть общая заинтересованность Брюсселя и Пекина в развитии коридоров через Россию и Казахстан. Обе стороны прекрасно понимают, что, для того чтобы удачно построить данные транспортные коридоры, им не обойтись без помощи и участия России. Брюссель об этом даже официально заявлял. В стратегии Евросоюза по ЦА одной из сфер сотрудничества названа инфраструктура, там считают, что именно в ней нужно кооперироваться с другими внешними партнерами, одним из которых является Россия. Но, невзирая на общую заинтересованность, Евросоюз и Россия все также пока не очень готовы политически к партнерству.
И совсем другие отношения в этом плане между Россией и Китаем, между которыми происходит сближение, в том числе и блоковое. Обе страны сблизились, когда вели переговоры о сопряжении доктрины «Один пояс, один путь» с ЕАЭС. Для Москвы такое сотрудничество важно, так оно вписывается в рамки концепции Большое евразийское партнерство, где китайский проект предстанет как одна из интеграционных инициатив, которые направлены на формирование трансконтинентального пространства в целях осуществления экономического взаимодействия от Европы до Азии. Россия не против того, чтобы Евросоюз на официальном уровне вступил в контакт с ЕАЭС. Однако пока Европейский союз не готов к этому, так как он в высшей степени зависит от Белого дома, который никогда не поддержит такого сближения.
Что касается взаимодействия Пекина и Брюсселя в Центрально-Азиатском регионе, то оно более возможное. Так, Евросоюз может начать активнее сотрудничать напрямую с китайскими банками развития. Но такое сотрудничество между сторонами вряд ли будет происходить в ближайшем будущем, так как Евросоюз напрягает то, что страны Центральной Азии должны огромные суммы Китаю. А для Пекина контроль над регионом надежнее с финансовой позиции, чем мечты об отношениях с Брюсселем.
Для центральноазиатских республик это сотрудничество имеет не такую важную значимость ввиду того, что им Россия, ЕС и Китай и так оказывают помощь, и непонятно, к чему оно может привести в дальнейшем.
Однако перед Казахстаном и странами региона в среднесрочной и дальнесрочной перспективе маячит реальное разделение на сферы влияния между европейским и китайским капиталом. Поэтому очень смешно выглядят те национал-либералы, которые ратуют за «европейский путь развития» и интеграцию с ЕС, когда в реальности никаких противоречий в дележе добычи, земель и рынков сбыта у немецких и французских компаний с корпорациями из Поднебесной нет. Наоборот, растет кооперация и если бы не противодействие США, то «шелковый путь» уже был бы пробит в Европу. Это говорит о том, что Нур-Султану надо делать выводы и иметь твердую линию, ориентированную всецело на ЕАЭС для того, чтобы не оказаться поделенным.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: lingvadiary.ru