Пандемия коронавируса не только выявила множество проблем в казахстанских сферах образования и здравоохранения, но и дестабилизировала экономическую ситуацию в республике. Сегодня бытует мнение, мол – скоро страна столкнется с новым кризисом, который вызовет рост преступности. Правда ли все это или в Казахстане снова распространяют байки?
Здесь важно понимать, что любой человек может пойти на работу или совершить преступление. Высокая вероятность ареста, конечно же, вынудит его отказаться от нарушения закона. Но если работы нет или зарплата слишком маленькая, чтобы прокормить семью, то он может пойти на риск. Поэтому снижение доходов и увеличение уровня безработицы в любом случае влияют на рост преступности.
Может ли кризис вызвать массовую преступность? К сожалению, да. Казахстан, кстати, с этим уже сталкивался. Данные генпрокуратуры страны показывают, что пик криминала был в 2012-2013 годах, как раз после кризиса 2008 года. Доходы населения упали, а рост преступности в последующие годы составил 50%. Почему число преступлений не выросло в 2008 году? Это объясняется тем, что у граждан были сбережения, которые держали их на плаву после экономического кризиса.
Отмечу, что после этого кризиса увеличилось количество преступлений именно средней тяжести. То есть был рост воровства и грабежей. Поэтому, как я уже упомянул, снижение доходов и увеличение безработицы способствуют росту преступности.
Как в Казахстане обстоят дела с безработицей? Здесь все сложно. Соответствующую статистику ведет Минтруда, но она не показывает реальную картину в стране. По оценке экс-премьера Казахстана Сергея Терещенко, реальное число безработных уже весной нынешнего года достигало отметки в 5 миллионов человек. После закрытия заводов и предприятий по всей стране это количество, конечно же, выросло, однако в официальной статистике все это никак не отражается.
Как же не допустить массовой преступности? По моему мнению, нашей элите нужно сгладить социальные последствия пандемии за период локдауна.
При этом важно понимать, что массовая преступность не только социальная проблема, но и фактор, усиливающий протестные настроения, а также формирующий различные организованные преступные группировки, которые становятся игрушками в руках олигархов и прозападных сил с целью дестабилизации обстановки.
Организованная преступность и транспортные сети поставок наркотиков уже давно используются спецслужбами США и западных стран для переброски в республики Центральной Азии и Казахстана из Афганистана оружия, подрывной литературы и даже террористов. Поэтому банды криминальных элементов могут стать орудием погромов и политических разборок, а также «цветных» революций.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: newsbryansk.ru