Идеи главы Евразийского Банка Развития Андрея Бельянинова о том, что данный финансовый институт должен стать в будущем банком ЕАЭС, а единой валютой должен стать рубль встретили нервную реакцию со стороны министра торговли и интеграции РК Бахыта Султанова. Ярому монетаристу и неолибералу почему-то не понравились вполне монетарные меры и предложения.
«Думаю, что мандата обсуждать вопрос введения единой валюты в рамках ЕАЭС у него нет и быть не может. Полагаю, это выражение личной позиции Андрея Юрьевича, как эксперта, которую может высказать каждый. Действительно, эксперты и СМИ на различных площадках часто беспричинно будируют данный вопрос. Однако, важно раз и навсегда зафиксировать в умах наших граждан, что вся нормативная база ЕАЭС строго соблюдает вопросы суверенитета каждого участника. Вопросы валютного регулирования и проведения торговых расчетов также являются суверенными» – сказал умудренный мыслями министр, комментируя позицию Андрея Бельянинова.
В действительности создание единой валюты – одна из перспективных целей ЕАЭС в рамках проведения единой налоговой, таможенной, фискальной и торговой политики. И введение единой валюты преследует задачу не принижения, умаления или уничтожения суверенитета той или иной страны Союза, а выступает в качестве необходимой меры для взаиморасчета в торговле в рамках общего рынка. Упрощение финансовых сделок ведет к росту торгового оборота, создает условия для выработки общих стандартов и дает толчок для развития экономики всех стран участниц ЕАЭС в целом.
Тот же Европейский Союз с введением евро никоим образом не уничтожил суверенитет Франции, Италии или Германии, так как от этого выиграли промышленники и товарные производители. И наоборот торможение с введением единой валюты будет способствовать сохранению зависимости экономики наших стран от доллара, а значит и от внешнего влияния Запада и прихотей владельцев федеральной резервной системы США. Руководство государств участниц Союза, ничего не предпринимая для дедолларизации, будут оставаться заложниками торговой войны между Вашингтоном и Пекином.
Монетарная мера, коей является единая валюта, на самом деле стирает ограничительные, а не государственные границы для движения товаров, капиталов и трудовых миграционных потоков, а также помогает преодолеть все негативные последствия санкционной политики ЕС и США, которые пытаются не допустить развития единого рынка ЕАЭС и укрепления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Введение единой валюты – это новый шаг в становлении Союза, а отказ от нее – топтание на месте и постепенное ослабление.
Бахыт Султанов не может не понимать данной аксиомы, являясь рыночником и монитористом до мозга костей. Соответственно, его высказывания, как и до этого заявления министра национальной экономики Казахстана Тимура Сулейменова, выступавшего против единой электронной валюты, являются политическим демаршем и проявлением открытого саботажа тех планов и договоренностей, к которым пришли главы стран участниц ЕАЭС.
“Говорящая голова” министра лишь озвучивает мысли тех сил, которые действуют именно на разрушение ЕАЭС, боясь превращения его в полноценное объединение. Разгадка кроется как во внешнем влиянии со стороны многочисленных советников и консалтинговых компаний из США, давно оказывающих за миллионные гонорары «услуги» правительству Казахстана, и являющиеся проводниками западного влияния, а также в нежелании раскрывать и облагать едиными налогами свои финансовые потоки, многие из которых идут мимо бюджета страны в карманы высокопоставленных чиновников.
Эти олигархи в чиновничьих мундирах, которые находятся на крючке у вашингтонского «обкома» из-за своих многочисленных счетов в офшорных зонах и в банках западных стран, и дергают министров, заставляя их говорить нужные им слова и противостоять процессам интеграции в рамках ЕАЭС. Им нужен слабый, никчемный и формальный ЕАЭС, который ни на что не влияет, не вмешивается в их коррупционную кухню, так как полноценный союз как раз подразумевает честные правила игры, единую фискальную политику, сбор налогов, тарифы, бюджет и наднациональный банк.
Однако местечковые желания отсидеться в стороне от глобальных геополитических изменений в мире, снимая лишь сливки от продажи природных богатств, не только ведут к регрессу и к дальнейшей сырьевой зависимости нашу страну, но и сами по себе обречены на провал и являются бессмысленными мечтаниями. Если не будет единой валюты, банка, общего пространства и рынка, то рано или поздно будет юань или абсолютное подчинение европейским или американским воротилам. Надо понимать, что «свято место пустым не бывает» и вакуум будет заполнен другими силами и игроками, которые как раз и отберут последние остатки пресловутого суверенитета.
Поэтому Бахыт Султанов явно засиделся в своем кресле, тормозя и саботируя интеграционные процессы на пространстве ЕАЭС. Как известно, у «говорящих голов» незавидная карьерная судьба, так как его предшественник из любителей поспекулировать на теме суверенитета и являющейся выпускником Мерилендского университета, Тимур Сулейменов давно уже не министр, а лишь «помощник», которого задвинули как отработанный материал подальше, чтобы не раздражал общественность своими заумными речами.
Тагир Баиров специально для “Эхо Казахстана”
Фото: tengrinews.kz