Когда к власти в США пришел Джо Байден, Белый дом начал активно создавать и возрождать глобалистские военно-политические и «демократические» структуры. Одним из них стал четырехсторонний диалог по обеспечению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (QUAD). Этот военный союз, прозванный рядом экспертов «Азиатским НАТО», грозит дестабилизацией обстановки всему евразийскому континенту.
Взаимодействие в сфере безопасности США, Австралии, Японии и Индии развивалось постепенно. Сначала в диалоге участвовали Штаты, Япония и Австралия. Формально QUAD начал существовать в 2007 году, правда, и на сегодняшний день этот союз не является международной организацией и у него нет секретариата. В то время члены объединения заявили, что его идеологией является «союз демократий», а деятельность заключалась в совместных военных маневрах и полуформальных переговорах, во время которых союзники обсуждали вопросы, связанные с военно-стратегическим взаимодействием, борьбой с терроризмом и др. Однако позже он стал менее активным, вплоть до прихода к власти Дональда Трампа, который возобновил его деятельность. Это случилось в 2017 году, когда стало прогрессировать противостояние Штатов и Китая, в целом союзники не скрывают, что их диалог имеет антикитайскую направленность. Действующий американский президент продолжает политику Трампа. Более того, он решил союз расширить и сделать его подобием Североатлантического альянса, при этом в его планах значится включение в союз Южной Кореи, Новой Зеландии, Вьетнама и других заинтересованных стран.
В прошлом месяце прошел первый саммит QUAD, в котором участвовали президенты всех четырех стран. После они сделали совместное заявление, в котором говорилось о том, что они решительно настроены развивать взаимодействие в сфере безопасности в целях укрепления порядка, основанного на международном праве, и чтобы ответить на «вызовы в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях». В настоящее время к ним готовы примкнуть Великобритания, Франция и Германия, военно-морские силы которых участвуют в первых военно-морских маневрах QUAD, проходящих в Бенгальском заливе. Также в планах Белого дома увеличение военного присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе, для этих целей в американском военном бюджете на этот год заложены 1,4 миллиарда долларов, а на следующий – 5,5 миллиарда.
Россия и Китай раскритиковали данные планы. В Поднебесной в активности четверки усмотрели военную угрозу. В Китае считают, что такой военный союз будет провоцировать военные конфликты. Также он вызывает неприязнь и у россиян. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров еще в том году критически отозвался об «Индо-Тихоокеанской стратегии» и «антикитайских играх, заявив что «стратегия является скорее разделительной, чем объединительной». И Москву можно понять, так как отклонение Дели в американскую сторону негативно сказывается на взаимоотношениях стран, связанных многолетней дружбой и партнерством. Страны активно сотрудничают в военно-технической сфере, а также реализуют огромное количество проектов в различных сферах деятельности, среди которых космические проекты и касающиеся науки и техники.
Индия – это крупнейший покупатель российского вооружения. На сегодняшний день стороны заключили сделки стоимостью около 14 миллиардов долларов. В целом почти 90% военной техники Индии российского производства. Но такое сотрудничество крайне не нравится Вашингтону. Так, будучи в Дели, глава американского Минобороны Ллойд Остин в который раз подчеркнул, что все их союзники должны отойти от российского вооружения и не покупать его, иначе по отношению к ним будут применены санкции. Некоторые совместные проекты России и Индии уже пострадали, в Дели отказались от их реализации, зато Штаты увеличили экспорт вооружений в это государство с 0 до 17 миллиардов долларов. Помимо этого, у России вызывает обеспокоенность то, что американцы получат доступ к ее новейшей технике и технологиям, а это уже угроза ее военной безопасности.
Вместе с тем Индия состоит в БРИКС и ШОС, а ее членство в QUAD угрожает евразийской интеграции и планам, затрагивающим строительство многополярного мира. В этих организациях Индия партнер и Китая, и Пакистана, России и других стран, а новый военный союз хочет втянуть эту страну в борьбу с ними. И от этого будет нанесен серьезный экономический ущерб и евразийской интеграции, и самой Индии. Собственно, это, видимо, и есть самоцель Штатов.
В настоящее время внутри Индии уже появляются политические силы, выступающие против России и ЕАЭС, а также за выход из статуса неприсоединившихся. Так, индийский министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар в своей книге, которая вышла в свет осенью прошлого года под название «Путь Индии», написал, что его государству нужно покинуть Движение неприсоединения – организацию, состоящую из 120 стран, принципом которой является неучастие в военных блоках. Премьер Индии Нареандра Моди пошел еще дальше, он охарактеризовал QUAD как «четверку глобального добра». На ум тут же приходит американская концепция «Оси зла», включающая страны, с которыми Дели имеет партнерские отношения в ШОС и БРИКС.
Этот рост напряженности и усиление противостояния США, формирующих аналог НАТО в Азии, с Россией и Китаем создает определенные риски и прямые угрозы для Казахстана из-за проводимой тупиковой «многовекторной» политики. Заигрывания с Пентагоном и армиями Запада в рамках военно-политического сотрудничества могут привнести искры глобального пожара и на наши земли. Тем более что теперь и Индия, если войдет в коалицию с США, попытается активно влиять на ситуацию внутри Центральной Азии. В данном случае гарантией безопасности Казахстана может быть только ОДКБ, которую необходимо развивать и укреплять, а от совместных учений с американской армией все же нужно отказаться.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: perthusasia.edu.au