Мы решили задать вопросы организатору разрешенного митинга 30 июня в Алматы Альнуру Ильяшеву, чтобы узнать о дальнейших планах движения за свободу мирных собраний и подвести итоги прежней деятельности.
– Э.К. Хотелось бы поздравить вас с прошедшим первым мирным митингом в Алматы за многие годы, который прошел в минувшее воскресенье, а также спросить, будут ли новые заявки на проведение очередных мероприятий?
– А. И. Да, мы будем подавать и сейчас другие инициативные группы подключились, которые готовят новые заявки. Процесс, как говорится пошел, а ведь мы начинали с прошлого года с 1 августа, когда погиб Денис Тен, и тогда инициировали движение, чтобы заявить свой протест против разгула преступности в стране. Ушло десять месяцев прежде, чем мы смогли реализовать свое право на проведение данного митинга и борьбу граждан за мирные собрания уже не остановить.
– Э.К. Заявки на митинги будут подаваться также на сквер за кинотеатром «Сары-Арка»?
– А. И. Порядок пока остается такой, что и прежде, так как чиновники подкрепились судебными актами, принятыми решениями городского маслихата и определено место для проведения такого мероприятия за кинотеатром «Сары-Арка». Хотя они носят антиконституционный характер, но для городских властей они действуют в качестве инструкции. Мы приняли специальную резолюцию с требованием отменить это решение городского маслихата от 29 сентября 2005 года и сняли все ограничения на проведение мирных собраний. Понятно, что власти на уступки сразу не пойдут, но мы высказали свою волю, что граждане требуют введения уведомительной системы.
– Э.К. На митинге выступали депутаты городского маслихата. Они со своей стороны пообещали решить эти проблемы?
– А. И. Мне, когда этих людей рекомендовали предварительно в управлении общественного развития, куда мы ходили группой вместе с Данаей Калиевой и другими, мы предупредили, что мы их так и представим, что это представители того органа, который нас сюда загнал на окраину города в том далёком 2005 году. Мы через них озвучили, что эту проблему надо будет решать.
– Э.К. Вы будете создавать свое общественное объединение за свободу мирных собраний или будете пока действовать как координационный совет разных инициативных групп и движений?
– А. И. Мы не можем выступать от конкретной организации и выступаем как инициативная группа граждан, так как мы еще не зарегистрировали собственную организацию и у нас есть печальный опыт создания партии «Наше право». Я лично не был в числе десяти человек инициаторов создания такой партии в январе этого года, но всячески поддерживал эту инициативу, которая закончилась тем, что в назначенный день проведения учредительного съезда, власти отправили полицию для блокировки помещения с целью его недопущения. Мы сейчас назвали себя клубом любителей Конституции, так как придерживаемся принципов основного закона и считаем, что наши права нарушаются со стороны властей. Мы сейчас подали в суд о признании этих действий незаконными и поставили в качестве ответчиков акимат, полицию Алматы, прокуратуру, а также партию Nur Otan, так как считаем, что именно правящая партия была незаинтересованна в появлении конкурентов.
– Э.К. Как вы рассматриваете альтернативный митинг, прошедший в Астане, и организованный партией Nur Otan?
– А. И. Я считаю это мероприятие «антимитингом». Если мы выступали за свободу граждан проводить мирные собрания и митинги, то они проводили митинг против митингов, хотя прикрывались фразами, что они против провокаций и беспорядков, которых, собственно, и не было во время июньских акций.
– Э.К. Как вы оцениваете собственный митинг?
– А.И. Нам удалось все слаженно провести, и я доволен результатом. Главное, что мы сейчас можем на этот факт проведенного мирного митинга опираться и показывать власти, что народ созрел и надо прекращать эту практику воспрепятствования. Надо доверять народу, а не строить из него некую неуправляемую массу, которая может якобы в любой момент сорваться и устроить беспорядки, чем власти и объясняли массовые задержания граждан 9-12 июня.
И даже сейчас в момент проведения нашего разрешенного митинга, власти додумались взять и закрыть парк рядом со сквером, где проходил митинг, а также близлежащие базары, магазины. Это проявление недоверия, и я назвал его «презумпцией риска», когда изначально в общественно-политическое мероприятие закладывается риск, что оно может выйти из-под контроля.
– Э.К. Выполнят ли власти требования митингующих?
– А. И. Сейчас мы ждем, какая будет реакция по поводу нашей резолюции, которую мы им направили. Они, конечно, теоретически могут исполнить, если бы у них была соответствующая политическая воля. Ранее они могли бы не ответить на наши требования, но сейчас уже другая ситуация. На данный момент, мы создаем чиновникам площадку, чтобы мы могли обсуждать все эти вопросы и не дадим им просто уйти.
– Э.К. Касым-Жомарт Токаев заявил о создании в августе Национального совета общественного доверия (НСОД) и наверно будут реанимированы общественные советы при акиматах и партии Nur Otan. Вы войдете в эти структуры, если вам предложат туда войти?
– А.И. Со мной на прошлой неделе встречался советник президента Максат Скаков, я сразу сказал, что в НСОД не войду, так как это очередная инициатива, в которую никто не верит. Я согласен с позицией Маргулана Сисебаева, что надо воздержаться от участия в таких форумах, пока властью не будут выполнены соответствующие условия. Ясно, что в этот совет войдут в первую очередь нуротановцы и тут сразу встает вопрос ребром о представительстве и легитимности этого примирительного диалогового процесса. И я считаю, что высшие чиновники вынуждены будут идти на какие-то шаги, чтобы доказать нашему обществу, что мы можем доверять власти.
Фото: yvision.kz