С весны этого года в Казахстане появляются и бурно развиваются новые организации, движения и группы, состоящие из молодежи, которые стремительно политизируются и начинают участвовать в общественной жизни страны. Четыре дня назад в столице появилось новое молодежное правозащитное движение «QAHARMAN», активисты которого наряду с членами объединений «Оян Казахстан» и «Республика» заявили о необходимости перемен. На вопросы «Эхо Казахстана» нам ответила одна из инициаторов нового движения Жанбота Алжанова, которая рассказала о целях объединения и о причинах его возникновения.
– Э.К. 12 июля было презентовано ваше движение «QAHARMAN». Каковы цели и задачи этого объединение и для чего оно было создано?
– Б.А. Мы хотим построить гражданское общество и сейчас стремимся защитить права людей в Казахстане через активную общественную деятельность.
– Э.К. Каково ваше отличие от молодежных организаций «Оян Казахстан», «Республика» и других, которые недавно появились? Вы как-то совместно действуете или это новое самостоятельное движение?
– Б.А. Это совершено новое движение. С ребятами из перечисленных объединений мы знакомы и у нас очень хорошие отношения, но у нас движение нацелено только на правозащитную деятельность. Появятся ли у нас другие цели, будет решено попозже, но пока мы помогаем активистам, пострадавшим от действий полиции и властей.
– Э.К. Привлекались ли вы или ваши коллеги к административной ответственности за участие в акциях протеста в последнее время?
– Б.А. Да мы все в «теме». 1 мая прошёл первый массовый митинг в столице и с этого момента начали активно действовать, так как увидели весь этот произвол полиции, ночные суды и нарушение прав граждан. Например, после этого митинга был осужден Алимжан Избасаров, и потом его через месяц отправили в армию. Это яркое проявление репрессий в завуалированной форме.
Затем мы с его сестрой, с которой также познакомились на суде, начали устанавливать контакт с другими активистами и приступили к созданию инициативной группы. За то, что стали открывать глаза на происходящее себе и остальным людям, нас неоднократно задерживали. Меня, например, 9 мая вообще выкрали из автобуса.
Уже через месяц, в ночь с 9 на 10 июня, я с другими девочками по инициативной группе приехала в Байконурское РОВД оказать гуманитарную помощь многочисленным задержанным, и там нас буквально выкрали лица в штатском и вывезли за город в поселок, где ночью и осудили административно.
– Э.К. За что же вас тогда осудили?
– Б.А. Мне дали штраф в размере 20-ти месячных расчетных показателей якобы за участие в митинге 9 июня против выборов, хотя в этот момент я была дома и тому нашлось несколько свидетелей. Однако полицейские, прокуроры и судья посчитали, что я все-таки протестовала в этот день.
– Э.К. Этот процесс создания новых движений очень интересен и теперь видно, что действия их организаторов были, по сути, ответом на произвол полиции.
– Б.А. Да, некоторых ребят из «Оян Казахстан» и «Республики» вообще осудили на 15 суток и их мотивы понять можно. Они, как и мы, повсеместно сталкивались с беззаконием, насилием, угрозами.
– Э.К. Сейчас вы поддерживаете кого-то из осуждённых и преследуемых?
– Б.А. Да, например, трех многодетных матерей, которых сейчас осудили на два месяца нахождения в СИЗО на момент следствия.
– Э.К. Ваше движение имеет организации в регионах?
– Б.А. Сейчас наше движение «QAHARMAN» имеет организации в столице, Алматы и Актобе, но в основном большая часть активистов действуют в Астане. Пока мы не собираемся регистрироваться.
– Э.К. Ваше объединение будет поднимать темы изменения судебной системы и осуществления свободы проведения мирных митингов?
– Б.А. Мы в основном этим и занимаемся, так как последние два месяца присутствовали на открытых административных судах, столкнулись со многими случаями нарушений прав граждан на проведение собраний. Сейчас мы эти процессы освещали и освещаем. Более того, намерены подготовить и подать жалобы в ООН по решениям этих судов, согласно которым людей арестовывали и штрафовали за мирные протесты.
– Э.К. Какие-то юридические услуги вы гражданам оказываете?
– Б.А. Сейчас у нас в планах провести юридические консультации по задержаниям. Мы будем звать специалистов, так как у нас нет юристов в штате, для проведения обучающих семинаров.
– Э.К. Намерены ли вы сотрудничать с другими аналогичными молодежными объединениями?
– Б.А. Мы открыты для взаимодействия и если будут общие темы, то готовы действовать совместно, так как нам нечего дробиться и делиться.
– Э.К. Спасибо за ответы!
Фото: социальные сети