Мало кто заметил, но 5 марта ТАСС распространил информацию о том, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) планирует начать поставки низкообогащенного урана в Международный Банк ядерного топлива в Восточном Казахстане уже в этом году. Данную информацию сообщил журналистам генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.
Этот центр был торжественно открыт 29 августа 2017 года в Астане при участии самого Назарбаева, который тем самым якобы показал всем странам свою «добрую волю» и стремление к установлению «мира во всем мире», стремясь этим заполучить долгожданную Нобелевскую премию. Однако, на самом деле открытие этого Банка низкообогащенного урана имело целью заполучить поддержку Запада, а территория страны была вообще предоставлена бесплатно для хранения радиоактивного топлива транснациональным корпорациям.
Сам этот Банк низкообогащенного урана был построен на деньги ЕС, США и Саудовской Аравии на базе Ульбинского металлургического завода (УМЗ) в Усть-Каменогорске. Еще ранее там же был возведен объект по хранению отходов атомных электростанций из Японии и США. В 2013-м году туда уже была завезена первая партия отходов, как раз с той самой АЭС из Фукусимы, где недавно вспоминали 10-летие мощного тайфуна и наводнения, приведшего к катастрофе, сравнимой с Чернобыльской.
Все это обстряпывалось при прямом участии тогдашнего посла США в Казахстане Кеннета Фэйрфакса, который специально до этого посещал Усть-Каменогрск и осматривал корпуса УМЗ. Тогда в 2013-м году, перед местными СМИ он расписывал все прелести могильника ядерных отходов: «Выгоды от его размещения для Усть-Каменогорска, это, в первую очередь, известность в мире и трудоустройство местного населения».
Правда скандалы не заставили себя долго ждать, и они были связаны с транспортировкой в Казахстан в том же году 18 тонн ядерных отходов из Японии и США на хранение в УМЗ. В опубликованном сообщении вестника правительственных документов США Federal Register отмечалось, что ураносодержащий материал «изначально был получен (японской корпорацией) Nuclear fuel industries от производителей ядерного топлива в Соединенных Штатах». Теперь она решила передать его Ульбинскому металлургическому заводу в Усть-Каменогорске на переработку в топливо для энергетических реакторов шести японских компаний.
Тогдашнее руководство Ульбинского металлургического завода в Восточно-Казахстанской области заявляло, что отказывается расширять площадь для создания банка ядерного топлива. По словам директора Центра экологической безопасности Геннадия Корешкова, по международным стандартам создание хранилища для урана запрещено в сейсмически неустойчивых регионах, каковым считается Восточный Казахстан. Тогда не было ни одного голоса протеста как со стороны существующих псведопартий, всевозможных марионеточных «национал-патриотов» и деятелей националистического движения «Антигептил».
В итоге после смены руководства УМЗ, которые противились планам Астаны и Вашингтона, помимо могильника для отработанного топлива, был построен и новый объект – Международный Банк низкообогащенного урана или его еще называют Банк ядерного топлива. Это событие на самом деле действительно стало важным и с экономической и с политической точек зрения.
На создание такого банка «добровольно» вложились доноры: фонд “Инициатива по сокращению ядерной угрозы” (50 млн. долл.), США (49,54 млн. долл.), ОАЭ (10 млн. долл.), Кувейт (10 млн. долл.), Норвегия (5 млн. долл.) и ЕС (до 25 млн. евро). А Казахстан в 2011 году первым и единственным вызвался разместить депозитарий на своей территории и обеспечивать его постоянную физическую защиту. Выходит, что Назарбаев сам вызвался в размещении подобной свалки на территории страны!
Местная восточно-казахстанская газета «Flash» и некоторые экологи писали в 2016-17 годах материалы о том, что жителей Усть-Каменогорска вообще никто не спрашивал об их согласии в создании такого опасного объекта в черте города, да еще в сейсмоопасном регионе страны! Под видом слушаний акимат Восточно-Казахстанской области попросту собрал одних работников и инженеров самого Ульбинского металлургического завода, которые все дружно и по команде проголосовали за открытие данного банка.
Поражает то, что данное хранилище создано не где-то в степи, или на том же Семипалатинском ядерном полигоне, где также существует необходимая инфраструктура, а в промышленном и областном центре. Более того, тогдашний министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ поспешил заявить, что банк не принесет никаких денежных поступлений в Казахстан, но якобы и не потребует затрат из бюджета. Все расходы, связанные с хранением урана, будут покрываться оператором склада — АО «Ульбинский металлургический завод».
Получается страна и многотысячный город не получат ни цента за нахождение такого ужасного сооружения! В тоже время правительство и президент скрывают, что данный объект все же является коммерческим и будет направлен на обогащение игроков рынка ядерного топлива, которые будут зарабатывать на хранении, переработке отходов и продаже урана, добываемого в Казахстане.
В то же время правительство Казахстана всячески и под надуманными предлогами или вообще без объяснения причин затягивает строительство Балхашской атомной электростанции, который должны были возводить специалисты Росатома. Эта новая электростанция, работающая на местном топливе, дала бы дешевую электроэнергию всему региону и принесла бы колоссальную прибыль стране. Но, видимо, выгодно правящей верхушке проворачивать темные делишки с банком ядерного топлива и с могильником отходов, получая с этого дивиденды себе в карман.
В целом страна превращается в свалку опасных радиоактивных отходов, ужасных вирусов и бактерий, в отхожее место, куда сливаются отходы от добычи полезных ископаемых, хищнически извлекаемых и вывозимых иностранными компаниями. Причем, все «общественные деятели» упускают из виду то вопиющее обстоятельство, что все иностранные добывающие компании вообще не платят в бюджет с 90-х годов природную ренту, а сами контракты с ними строго засекречены!
Есть и политическая составляющая всей этой возни престарелого диктатора вокруг Международного Банка ядерного топлива, которая показывает общее смещение вектора ориентации Астаны на США и Запад. А подобные международные объекты являются некими современными «оберегами» для политической поддержки трона правящей семьи. При этом, создается всему этому прикрытие МАГАТЭ, как под крышей «миротворческих» миссий ООН с 2008 года в Казахстане действует сертифицированный центр НАТО «Казцент» по подготовке офицеров и военнослужащих стран Центральной Азии по стандартам стран Запада.
Похожая картина и с открытием в Алматы в 2016 году на деньги министерства обороны США, военной биологической лаборатории двойного назначения по изучению самых опасных вирусов в мире. Этот объект представляет реальную угрозу миллионам людей в густонаселенном регионе, да еще и размещен в сейсмоопасной зоне. Многие эксперты связывают вспышки и эпидемии менингита, кори, гриппа и других заболеваний, а также гибель скота и диких животных именно с этой лабораторией!
То, что несет смерть и разрушение простому народу, наоборот только укрепляет власть «непотопляемого» Елбасы. Распевая дифирамбы руководителю МАГАТЭ, казахстанский диктатор надеется получить прямую военную и политическую поддержку от западных стран в случае «непредвиденных ситуаций», под которыми имеются ввиду волнения того самого народа, у которого не спрашивали размещать или не размещать эти чудовищные американские объекты.
Предлогом для такого военного вмешательства теперь может служить необходимость недопущения попадания данных опасных объектов в руки выдуманных «экстремистов» и «террористов», например, того же «Талибана», боевики которого в случае политического кризиса могут «вдруг» оказаться на территории Казахстана. Конечно, такая версия возможно звучит неправдоподобно и кажется маловероятной, но ведь США и НАТО только совсем недавно планировали открыть свои базы на Каспии, что им помешает провернуть такие операции в будущем?
Поэтому ликвидация данного Международного банка атомных отходов, построенного на деньги Запада и его сателлитов в Восточном Казахстане, военной биологической лаборатории Пентагона в Алма-Ате, учебного центра НАТО и других военных и полувоенных объектов и организаций – насущное требование момента и одно из условий сохранения целостности страны и её независимости! Мы не должны быть свалкой ядерных отходов, полигоном по испытанию на населении опасных вирусов и заболеваний и выгребной сырьевой ямой для транснациональных корпораций!
Айнур Курманов,
лидер Социалистического Движения Казахстана