События в Кордайском районе Жамбылской области, которые привели к большим жертвам и огромному ущербу вызвали значительный резонанс в казахстанском обществе. Айдар Алибаев, известный экономист и заместитель председателя партии ОСДП дал свою оценку произошедшим погромам, ответив на вопросы «Эха Казахстана».
– Э.К. Почему в официальных СМИ не было никакой четкой информации о произошедших кровавых событиях, что породило массу слухов и домыслов? 8 февраля власти отчитались, что ситуация в Кордайском районе полностью урегулирована, а в тоже время представители дунганской общины напротив сообщили, что беспорядки и поджоги домов в разных населенных пунктах продолжаются. Как это понять?
– А.А. В вашем вопросе еще для полноты картины не хватает того, что почему данные события вообще к бытовым конфликтам причислили? Какой бытовой конфликт может закончиться десятком смертей, сорока с лишним сожжённых автомобилей, уничтожением свыше двадцати домов и больше тридцати объектов торговли, кафе, всяких ресторанчиков и так далее?
Сами масштабы события показывают, что это не бытовой конфликт. А почему назвали бытовым конфликтом и не реагировали, то, по моему мнению, причина кроется в том, чтобы дать событиям развиться и направить мнение людей как раз-таки в нужном направлении, на которое и рассчитывали те, кто это устраивал.
Потому что говорить, что это бытовой конфликт никак нельзя! На мой взгляд это однозначно подготовленное заранее событие. И только заранее подготовленное событие могло принять такие масштабы, которое закончилось пересечением границы в другую страну нескольких тысяч человек. Это беспрецедентное событие в этом отношении, чтобы люди вот так, сломя голову и захватив лишь документы и детей, рванули в другую республику. В цивилизованном мире я не припомню таких случаев за последние годы и даже больше.
Есть де вещи, которые объясняют, почему власти замалчивали подробности или говорили, что ситуация урегулирована. Первое – это потому что не знали, как реагировать, как действовать вследствие неумелого управления и некомпетентности. Второе – это наоборот знали и давали возможность огню конфликта воспламениться и принять такую острую фазу.
Чего здесь больше трудно сказать, но разные материалы в фейсбуке и других социальных сетях дают возможность приходить к таким заключениям. Хотя фактов, что это спланированная операция у меня нет.
– Э.К. Это совпадает с мнением одного из деятелей дунганской общины Абубукира Воинце, который на брифинге в селе Сортобе Кордайского района заявил о том, что невозможно в один момент привезти сотни людей с зажигательной смесью.
– А.А. Все эти люди – молодые ребята с очень низким уровнем образования, в основном они безработные, испытывают очень сильную степень нужды. Но я сильно сомневаюсь в том, чтобы они заранее смогли приготовить самостоятельными силами такое количество бутылок с зажигательной смесью, чтобы зажечь такое количество домов и машин. Там в таких малых аулах такие приготовления не могли остаться незамеченными. Я сомневаюсь, что они смогли качественно изготовить такую смесь. Её могли только лишь заранее доставить уже подготовленную.
– Э.К. Да, еще по сообщению Хусей Даурова, председателя ассоциации дунган Казахстана, в погроме приняли участие молодчики не из местных жителей, а приехавшие из других регионов.
– А.А. Тогда этот фактор еще раз доказывает, что не только смесь, но и люди привезенные для осуществления преступления.
– Э.К. У нас всегда заявлялось, что в Казахстане всё замечательно в национальном вопросе. Почему тогда не сработала Ассамблея народов Казахстана, чтобы предотвратить этот конфликт? И кому эти события в конце концов выгодны?
– А.А. Во-первых, начнем с того, что Ассамблея Народов Казахстана – это опереточная организация, не имеющая никакого веса и никакого авторитета. Во-вторых, с точки зрения кому это выгодно, мне на этот вопрос ответить сложно. Я не имею для этого достаточной информации, тем более, что разные оппозиционные политики, блогеры, которые находятся в эмиграции, уже свои версии неплохо озвучили. Поэтому, с одной стороны, у меня четкой версии кому это выгодно нет, а повторять версии тех граждан мне бы не хотелось.
Но если так поразмышлять об этом, то я точно могу сказать, что ни дунганам, ни казахам, ни тем, кто там проживает, ни в других регионах это не нужно. Это абсолютно не выгодно ни народу Казахстана, ни тем всем национальностям, которые составляют наше общество. Такую точку зрения могу сказать с определенной уверенностью.
Тогда получается, что из тех, мог быть заинтересован, раз это не нужно простым людям, то получается выгодно только властям? Ведь других сторон просто нет. А почему выгодно и в чем эта выгода заключается, мне еще пока сложно говорить.
– Э.К. Как Вы считаете, политические партии и общественные организации должны как-то отреагировать на эти события и дать оценку тем, кто применил насилие в отношении представителей дунган?
– А.А. Ни в коем случае я никого не оправдываю абсолютно. Конечно, все политические партии и общественные движения, кому не безразлична судьба Казахстана, должны такие действия осуждать и отнестись негативно. В частности, наша партия ОСДП заявление по этому вопросу опубликовала публично. При этом, что я хочу сказать, как вам не покажется это парадоксальным или неожиданным, но ни казахскую и ни дунганскую молодежь я в этих событиях не виню. В данной ситуации и казахская и дунганская молодежь скорее всего являются жертвами ситуации, чем инициаторами и закоперщиками.
– Э.К. Как Вы думаете, власти должны в рамках Уголовного Кодекса страны осудить непосредственных участников погрома?
– А.А. Если подойти с точки зрения Уголовного Кодекса, то в Кордайском районе совершено множество уголовных преступлений, убиты люди, сожжена собственность, недвижимость, материальные ценности, понесли убытки домашние хозяйства. Во-первых, власть должна в этом отношении за уголовные преступления наказать виновных людей, найти и предъявить их гласно. Во-вторых, власти должны ответить и восстановить всё разрушенное в Кордайском районе, так как полиция и силовые органы не смогли развести стороны, не смогли обезопасить, не смогли сделать так, чтобы всего этого не случилось. Не смогли или не захотели в данном случае уже не важно, но факт в том, что они допустили это.
Поскольку они это допустили и это недоработка властей, я однозначно считаю, что государство должно очень существенно помочь пострадавшим в части компенсации нанесённого материального ущерба. Нужно компенсировать пострадавшим семьям всё в полном объеме!
– Э.К. Произошедшие события, по Вашему мнению, существенный удар по мировой репутации Казахстана?
– А.А. Конечно, это очень серьезный удар по репутации Казахстана и по политической, и по экономической, и по идеологической, и даже по инвестиционной. Ведь человек, который планировал вчера прийти в Казахстан с инвестициями, ну я думаю, он почешет голову серьезно и задумается. Это же дикость для 21 века! Такая трагедия и с уходом люди бросали всё и брали лишь документы и детей, бежав в другую страну. Последний раз на моей памяти подобное происходило в Мьянме, когда буддистское большинство вырезало представителей национальности Рахинья мусульманского вероисповедания. Где-то в цивилизованном мире, к которому судя по всему Казахстан себя относит, такого не происходит. Даже в Африке таких случаев все меньше. Надо признать – эта совершенно не цивилизационная и позорящая наше государство ситуация.
Фото: zakon.kz