В Казахстане предполагается новый этап массовой приватизации, когда от 20 до 25% активов стратегических национальных компаний будут реализованы на рынке IPO с целью привлечения иностранных инвесторов. Это подтвердил на прошлой неделе в своем интервью журналисту «Немецкой волны» и президент страны Касым-Жомарт Токаев.
По его словам, в следующем году «в целом иностранным корпорациям предложено более 7000 активов в самых разных отраслях экономики. Будь-то минеральные ресурсы, логистика, транспорт и другие. Мы хотим постепенно приватизировать нашу экономику, чтобы привлечь в том числе, а может и в первую очередь качественных иностранных инвесторов». В стране более 700 компаний будут выходить на листинг через IPO на международной бирже.
Речь идет и о приватизации активов национальной нефтяной компании «КазМунайГаз», которые будут продаваться в наиболее удачный момент, то есть, в момент роста цены на углеводородное сырье и стоимости ее акций. На деле это означает реализацию значительной доли контрольного пакета акций государственных и квазигосударственных компаний и холдингов, входящих в состав фонда «Самрук-Казына».
Ранее первый президент Нурсултан Назарбаев в 2018 году говорил о так называемом «народном IPO», в котором якобы смогут принять участие все желающие и внутри Казахстана. Но на практике это оказалось не так, а лакомые куски будут отданы именно иностранному капиталу, то есть, либо Китаю, либо Западу. Существует и возможность того, что правительство в итоге потеряет контрольный пакет акций над стратегическими компаниями.
В частности, в рамках этой второй волны приватизации правительство еще в начале года анонсировало проект приватизации, по которому 24 активов крупных национальных госхолдингов должны были уйти в частные руки. Это АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук», АО «Казпочта», АО «Эйр Астана», АО «Qazaq Air», АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (10% акций), АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (25%), АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» (10%), АО «Самрук-Энерго» (20%) и АО «Казахтелеком» (25%).
Но эти данные могли сильно с начала года измениться и уже сейчас возможно не отображают всего масштаба предполагаемого процесса приватизации. Известный экономист и общественный деятель Айдар Алибаев высказал свое мнение по поводу этого нового этапа тотальной приватизации, ответив на вопросы «Эхо Казахстана».
– Э.К. Айдар Байдаулетович, как вы прокомментируете такой масштабный план правительства выставить на торги значительные активы национальных компаний и холдингов?
– А.А. Мне вообще непонятна эта вспышка активности в части приватизации предприятий стратегических отраслей экономики. Чем она вообще объясняется – желанием получить деньги от приватизации долей? Но дело в том, что правительство у нас настолько неэффективное и непрофессиональное, что в результате мы можем потерять эти процентные доли от компаний, а вырученными средствами правительство не сможет эффективно распорядиться и это мы неоднократно наблюдали раньше. После предыдущих волн приватизации тех или иных государственных предприятий мы до сих пор не знаем куда девались деньги, вырученные от этого. Либо они разворовывались и исчезали, либо они неэффективно тратились и разбазаривались. Исключительно важный вопрос в любой приватизации – для чего вам деньги? Что вы вообще собираетесь на вырученные средства делать?
В противном случае, это как незаконченное предложение. Но, когда вы хотите, что-то продать на любом уровне, как на государственном, так и на корпоративном, существует потребность в этом, то есть вложить средства от продажи активов в развитие или реконструкцию. Тут ответа мы не видим. Если вы хотите продать часть собственности, то вы должны иметь четкий план, для чего это делаете.
– Э.К. Да, как раз он и не обнародован. Никто не знает, как правительство распорядится деньгами от распродажи государственных активов.
– А.А. Токаев в своем интервью вообще об этом не говорит, но, зная непрофессионализм наших правительственных чиновников, у меня возникает тревога, что эти деньги будут просто неэффективно потрачены. Это раз.
Во-вторых, я категорический противник того, чтобы приватизировались отрасли, имеющие стратегические значение для экономики и вообще для страны. Зачем их продавать? Это касается и убыточной компании «Казахстан Темир Жолы», так как она убыточная не потому что не прибыльная, а потому что там высокий уровень воровства. Эту компанию довели до этого еще и при высоком уровне неэффективного и некомпетентного управления. Во всех без исключений нормальных странах мира сфера железных дорог является одной из наиболее высоко прибыльных и, как правило, находится в руках государства. Зачем активы КТЖ сейчас выставлять на торги? Я считаю, что это категорически не нужно делать!
Как и нельзя выставлять на распродажу активы «Казактелекома», «Казпочты», единственного нашего авиаперевозчика, так как у нас там и так 51% акций. Также категорически не надо продавать активы «Казатомпрома», даже 1%. Так как продавать такое прибыльное предприятие, это все равно, что пилить сук, на котором ты сидишь. Это абсолютно самоубийственная непонятная логика, продавать то, что приносит живые деньги. А продавать даже те компании, которые не приносят прибыль, но являются стратегически важными в важнейших отраслях для государства, тем более нельзя. Там просто надо наводить порядок.
– Э.К. А кто же будут покупатели нашего достояния, ведь ответ напрашивается, либо западные и американские компании, либо китайские корпорации?
– А.А. Вторую сторону вопроса я уже описал, а именно неизвестность того, куда пойдут вырученные средства от приватизации. Это до сих пор непонятно. Третья сторона этого вопроса – кто будет покупателем этих стратегических отраслей? Если это будут китайцы, то этого категорически нельзя допускать! Если же это будут наши олигархи, которые вывели деньги за рубеж, что им это даст? Это даст им только то, что они возвратят часть денег в страну. Но они не компетентны и не являются профессионалами в этих отраслях. Получается, что вопросов больше, чем ответов.
Если бы на протяжении почти 30 лет независимости мы бы видели отдачу, то мы могли бы сказать, что да, наше правительство так умело распоряжается, что может есть смысл что-то продать. Но ведь этого ничего нет, и я не знаю ни одного примера, чтобы в качестве иллюстрации можно было бы показать полученный результат. Мы знаем множество случаев, когда деньги, наоборот, исчезают в песок, в черные дыры и разворовываются. В итоге мы не имеем предприятия и теряем доли, и по факту имеем обнищание государства, которое еще и теряет контроль над собственными активами. Повторюсь, что это самоубийственная политика, которая кроме как тревоги, ничего не вызывает.
– Э.К. Получается, что абсолютно непонятны цели этой приватизации и естественно, что обществу также не объясняют для чего это делается.
– А.А. Вы посмотрите на наших чиновников, на нашего премьера, который долгое время управлял КТЖ и довел его до ручки. Вы посмотрите на наших вице-премьеров молодых, не отличающих гвоздь от шурупа, посмотрите на наших министров в этих белых рубашечках и галстучках, они же вообще не знают производства и умеют только расфасовывать деньги. Как можно этим людям доверять.
Другая сторона этой приватизации, насколько она прозрачно будет проходить, насколько все это будет открыто? Кто будет покупатель, кто какие деньги предлагает, как будет выявляться победитель, каковы вообще механизмы торгов? Ведь опыт нам подсказывает, что никогда у нас торги не проходили прозрачно и открыто, опять это будет в мутной воде. И снова будут наживаться на этом посредники и всякие чиновники, обладающие административным ресурсом, те кто будут иметь доступ ко всем этим процедурам. И мы знаем и этим людям ни грамма не верим. Опять все это шито крыто под ковром все это будет сделано, а в результате интересы страны и экономики будут в минусе.
Фото: 365info.kz