5 июля правительством страны вводится двухнедельный карантин с возможностью многократного продления. В то же время никакие меры поддержки граждан и бизнеса чиновниками при этом не предусмотрены. Айдар Алибаев, известный экономист и заместитель председателя партии ОСДП, ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана», прокомментировав введение нового карантина и возможное влияние его на экономику.
– Э.К. Айдар Байдаулетович, как Вы оцениваете новые карантинные меры, вводимые правительством с 5 июля в стране?
– А.А. Вызывает вопрос сама формулировка, если они говорят, что вводят карантин на две недели с возможностью продления, то в моем понимании продление будет обязательно. Оговорка о такой возможности – это попытка смягчить реакцию населения на такую непопулярную меру. Сама мера также вызывает двоякую реакцию.
С одной стороны, мне лично не совсем понятно почему это вдруг идет такое увеличение статистики по заболеваемости. Ведь когда мы вышли после 11 мая после первого карантина, то все было нормально. Не было никакой растущей статистики и всем казалось, что мы благополучно вышли из чрезвычайного положения и пережили главную угрозу. И вдруг именно в последние десять дней начало твориться что-то непонятное и люди открыто спрашивают о каком-то новом виде заболевания, которое не является коронавирусом. Многие говорят, что тесты на Covid-19 показывают отрицательный результат, тем не менее развиваются необъяснимые заболевания.
По поводу же адекватности и своевременности данной меры могу сказать следующее. Полностью отрицать методы борьбы, с целью уменьшения показателей заболеваемости, я не могу. По той простой причине, что к тем цифрам, которые озвучивают чиновники по количеству заболевших, я не знаю, как относиться. Либо им вообще нельзя верить, либо это правда, так как проверить данную информацию невозможно. Поэтому меры предосторожности предпринимать надо. Но те меры, которые объявлены и которые будут применяться с 5 июля все-таки кажутся мне излишними с точки зрения именно экономики.
Ситуация в экономике и так очень тяжелая. Малый и средний бизнес у нас на половину уже уничтожен и многие оказались безработными. Поступления налогов в местные бюджеты сейчас резко упадут. Тут надо найти среднюю линию, где можно было бы минимизировать карательные меры, связанные с самоизоляцией граждан, и минимизировать экономические потери.
Здесь и сейчас мне кажется приняты решения в пользу принятия мер о «локдауне» в ущерб экономике. Из этой ситуации нам придется выходить очень тяжело. Сейчас нас еще в какой-то степени выручает летний сезон, который позволяет снабжать население дешевыми овощами и фруктами и в это время дети в школы не ходят. А осенью ситуация резко изменится, так как карантинные меры могут продлеваться вплоть до конца года. В этом случае мы вообще можем не выкарабкаться из этого положения.
– Э.К. А как же быть простым людям при таких карантинных мерах?
– А.А. Смотрите, с одной стороны, государство загоняет людей в ситуацию, когда невозможно зарабатывать деньги, когда весь рынок услуг будет на данный момент заблокирован. В тоже время, с другой стороны, государство никакой поддержки сейчас не предлагает. Правительство как бы этим говорит – выбирайтесь сами из кризиса, так как спасение утопающих – дело самих утопающих. Но, что самое интересное, утопающим выбраться из этой ситуации не дают!
Например, приостанавливают движение общественного транспорта. Но если какие-то организации будут еще работать как же людям добираться? То есть, настолько бросается в глаза такая непродуманность, противоречивость и скороспелость принимаемых решений, что все это вызывает тревогу и ни к чему хорошему это в итоге не приведет.
Чиновники в лице акиматов и министерств ни в чем себя не хотят ограничивать. Продолжаются самые разные мероприятия по информированию о своей деятельности по поддержке всяких пиар-акций. Сейчас собираются отпраздновать день рождения первого президента, который сделали праздником столицы. Но если мы хотим минимизировать потери и как-то избежать последствия этого небывалого кризиса, то давайте будем справедливыми по отношению ко всем.
Давайте уменьшим все эти расходы, так как в госзакупках продолжается настоящая вакханалия, когда закупаются дорогие автомобили, продолжают обставлять шикарной мебелью свои кабинеты. Ведь так дальше продолжаться не может!
– Э.К. В четверг вице-премьер Ералы Тугжанов заявил, что пособия в 42 500 тенге теперь не будут выплачиваться гражданам, так как для этого нет никаких оснований. Как Вы прокомментируете данное выступление чиновника?
– А.А. Я вижу тут такую логику. Государство не хочет платить деньги гражданам, то есть не собирается поддерживать население и бизнес. Введение чрезвычайного положения автоматически подразумевает, что власти должны финансово поддерживать людей, та как это делать не хотят или даже уже и не могут, то ЧП и не вводят. При этом всё обосновывают непонятной терминологией. Например, что такое карантин? Это такое понятие, которое не может распространяться на целые города, на улицы даже, на страну.
Карантин может распространяться на здания или учреждение, в частности, на детские сады, школы, воинские подразделения. И тогда локализуется эта небольшая зона, которая подвергается карантину, в которой люди изолируются, никто не допускается вовнутрь, и никто не выпускается вовне за исключением экипированных медиков.
Кроме этого, придумали такое понятие как «локдаун». Вы можете сами мне сказать, что это такое? Как я понял какая-то некая изоляция. Но в каком законе у нас есть слово «локдаун»? Мне кажется, что оперировать этим словом, которое отсутствует в Гражданском Кодексе, и которое не понимает 95 процентов населения страны, есть некое лукавство. Все эти негативные факторы усиливаются полным отсутствием доверия к властям со стороны населения.
Ведь на протяжении всего первого карантина, который длился с марта по май, люди убедились в полной беспомощности государственных органов на всех уровнях. Бардак происходит везде – в больницах и в поликлиниках, в аптеках отсутствуют лекарства, нет препаратов и масок и всего прочего в больницах. Заболевших отказываются госпитализировать, и ситуация вышла из-под контроля. По уровню зараженности коронавирусом среди медиков мы опять впереди планеты всей.
Почему все это происходит? Нет вразумительных выступлений со стороны чиновников, а премьер-министр и все министры попросту спрятались. Предыдущий министр здравоохранения заболел и ушел в отставку, а новый вытащил вот эту программу из трех предложений и всё! Никаких нормальных разъяснений что и как делать нет и ситуация в целом нехорошая.
– Э.К. Как в таких условиях спада экономики выросла та же безработица?
– А.А. Тут ситуация непростая, потому что статистическим данным в официальных источниках верить нельзя, и они не соответствуют действительности. Например, до введения чрезвычайного положения чиновники говорили, что уровень безработицы в районе 4,5%, то сейчас после двух месяцев первого карантина официальная статистика утверждает о 5,2%. То есть, количество безработных увеличилось менее чем на 1%.
Но вы понимаете, что это не лезет ни в какие рамки. Хотя бы посмотрите, что за тот же период в США на бирже в качестве безработных зарегистрировалось чуть ли не 40 миллионов человек, а это где-то 12% от трудоспособного населения. В Европе примерно тоже самое, а у нас чуть меньше процента. Кто в это поверит? По разным оценкам к официальному полумиллиону безработных и к двум миллионам и семистам тысячам «самозанятых», которых также можно считать безработными, прибавилось, по моему мнению, от полумиллиона до семисот тысяч безработных.
И эта цифра безработных во время второй волны пандемии и нового карантина будет расти. Количество ликвидированных или законсервированных предприятий и компаний малого и среднего бизнеса очень резко выросло. Это можно увидеть по пустующим офисам, пустующим бутикам в торговых центрах и на улицах Алматы. В главном мегаполисе даже после снятия первого карантина заметно серьезное снижение деловой активности и даже уличного движения.
Говорить же о точных цифрах очень сложно. Но то что экономике нанесен серьезный ущерб – это однозначно и вторая волна пандемии данную тенденцию только усугубит. И самое важное люди видят, что чиновники не знают, что делать. Нет никакой программы выхода из кризиса и вот это и вызывает большую тревогу.
– Э.К. Сейчас в самый разгар экономического кризиса в ряде СМИ выходят публикации в которых говорится о необходимости переименования Уйгурского района в Алматинской области, а также населенного пункта Чунджа, а также собираются подписи под петициями о лишении официального статуса русского языка. Как Вы думаете, данные требования определенных групп способны как-то изменить общую социально-экономическую ситуацию к лучшему?
– А.А. Подобные контрпродуктивные разговоры никак не способствуют ни достижению согласия в обществе, и никакому социально-экономическому и политическому улучшению в обществе. Это те вопросы, которые могут ситуацию только ухудшить и тем более мы не должны на них зацикливаться и заниматься. Моя позиция заключается в том, что многонациональность, многоязычие и многоконфессиональность надо рассматривать как наше конкурентное преимущество. И, наоборот, мы должны развивать это многообразие, чтобы все представители народов, имеющих в своих карманах паспорта граждан Казахстана, работали на процветание своей страны и не думали о переименовании того же Уйгурского района. И я хочу добавить, что это не только моё личное мнение, но и позиция нашей партии ОСДП.
Фото: e-event.kz