Публикация списка крупных компаний, которые могут в первую очередь получить финансовую помощь государства буквально разорвало от гневных отзывов казахстанский сегмент интернета. Оказался неравнодушным и заместитель председателя партии ОСДП Айдар Алибаев, раскритиковавший такой подход правительственных чиновников. Он ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана», прокомментировав свою позицию. Данная ситуация показывает рецидив сырьевой экономики и говорит о том, что Казахстан отдельно просто не сможет справиться с новыми вызовами и нужно усиливать интеграционные процессы, налаживать координацию и взаимопомощь внутри ЕАЭС и поддерживать производителей.
– Э.К. Вы записали обращение, в котором выступили против списка, составленного национальной палатой предпринимателей «Атамекен» выдвинуть в качестве соискателей бюджетной помощи 352 крупных строительных, торговых и энергетических компаний. Каковы Ваши доводы?
– А.А. Очень много организаций попали в этот список непонятно как и это в первую очередь автосалоны и торгово-развлекательные центры. О какой поддержке можно говорить, когда они и так многие годы наживаются на перепродаже импортных автомобилей? Более того, как автолюбитель, я неплохо знаком с автомобильным рынком последние двадцать лет в стране. И я знаю какие лоббистские усилия предпринимали компании «Астана Моторс», «Royal Cars» и другие для того, чтобы перекрыть все любые каналы переправки автомобилей в республику.
Раньше на этом бизнесе кормились десятки тысяч человек и сейчас эту сферу монополизировали и люди вынуждены покупать автомобили по немыслимым ценам. У нас новая машина в два – два с половиной раза дороже чем та же машина в США. И вот эти люди, которые ничего не производят, вдруг ломятся в эту очередь за подачками от государства.
Или давайте возьмем, к примеру, строительные компании, которые строят так называемое элитное жилье. Они продают в «черновой обработке» жилье, которое в мире считается недостроенным. В этих квартирах квадратный метр стоит от 400 тысяч до полумиллиона. Сейчас в период кризиса, когда доходы у людей снизились или вообще пропали, когда экономика падает, они реализуют жилье по такой цене в результате чего человек, покупающий его в кредит должен ни пить, ни есть и полгода работать на их квадратный метр. И такие компании, лезут в системообразующий список. Это же верх цинизма!
Возьмем «Air Astana», которая является позором страны, а не авиакомпанией с точки зрения ценового беспредела. У нас из Алматы в Астану слетать дороже чем внутри Европы и эта компания, которая не стесняясь наживается на казахстанцах, выдавая огромные такие тарифы на свои авиабилеты, также спокойно лезет в эти списки. И другие компании из сферы энергетики также оказались в этой группе «нуждающихся». Одни только сплошные «голодающие с Поволжья», как говорил Остап Бендер.
Категорически нельзя таким компаниям давать поддержку со стороны государства. У меня вообще есть вопросы к тем, кто этот список составлял и как эти организации вообще попали в этот список. За какие заслуги? Какие усилия они предприняли? Лоббистские, финансовые или административные? Поэтому я считаю, что такой список должен формироваться открыто, прозрачно, и чтобы при составлении участвовали представители бизнеса. И предприятия, которые туда попадают, должны отвечать критериям проблем сегодняшнего дня.
– Э.К. Тогда, кто, по Вашему мнению, нуждается в поддержке именно сейчас?
– А.А. В первую очередь в поддержке нуждаются те, кто так или иначе связан с производством продуктов питания, с производством сельскохозяйственной, мясомолочной и хлебобулочной продукции. Это самая актуальная сфера, куда надо просто вливать деньги. Вторая сфера, которая нуждается в поддержке – это малый и средний бизнес, где хоть что-то кто-то производит. То есть, именно нижнему звену, где малые обороты, небольшие зарплаты. Государство должно оказывать поддержку снизу и только, когда начнут оживать предприятия МСБ, можно ее поднимать вверх.
Почему я так рассуждаю? Потому что в первую очередь умирают мелкие предприятия, а у больших компаний крупные обороты. Да, они тоже несут потери, но все-таки для них это не смерть. Поэтому они еще могут продержаться и по крайней мере, не в первых рядах стоять ха этой поддержкой.
– Э.К. Недавно мы брали интервью у представителя МСБ Дмитрия Казанцева, и он считает, что если механизмы поддержки не сработают, то до 30 процентов малого и среднего бизнеса не выживет. Вы согласны с таким прогнозом?
– А.А. Любые прогнозы сейчас будут достаточно субъективными. Понятно, что каких-то четких, отражающих реальную действительность цифр, мало кто может привести. То есть, мало кто сейчас обладает объективной информацией. Реальная ситуация может оказаться еще печальнее. Я считаю, что общее количество бизнеса, которое может уйти в небытие может составить от 30 до 50 процентов! Мое субъективное видение сегодняшней картины еще более пессимистичнее, чем у Дмитрия Казанцева.
– Э.К. Сейчас в социальных сетях распространяется видео, в котором видно, как фермеры Туркестанской области уничтожают урожай капусты прямо на полях, так как в условиях карантина не могут его доставить на рынки в города. На других видео видно, что фермеры не могут из-за блокпостов и бетонных заграждений на дорогах проехать для ведения посевных работ. Как вы оцениваете подобные события?
– А.А. Я видел эту картину и не ради красного словца я действительно скажу, что просто сердце сжимается, когда видишь такое. Это пример того тяжелейшего положения в которое попали наши фермеры из-за непродуманных и некомпетентных действий наших чиновников. Они показали насколько далеки от людей, насколько они равнодушны интересам и нуждам народа. В этой ситуации, фермерам, которые уничтожают собственный урожай, нужно немедленно помогать, так как данные сцены просто противоестественные и невообразимые по своему трагизму. У меня просто нет слов, так как это настоящий ужас.
– Э.К. Некоторые отмечают рост цен на продукты питания с момента введения карантина в разных регионах страны. Некоторые говорят, что чуть ли не в два раза. Какое Ваше мнение по этому поводу?
– А.А. Так получилось, что в силу семейных причин, я вынужден был закупаться на минувшей неделе и в начале этой и в магазинчиках, и на базарах, и в супермаркетах Алматы. Да, действительно цены на разные продукты выросли по-разному, но особенно сильно меня удивило, что особенно сильно взлетела стоимость овощей и зелени. Сейчас такой период после зимы, авитаминоз и все хотят свежих овощей, и вот в качестве примера килограмм простых баклажанов в супермаркете «Магнум» сейчас стоит 1700 тенге. Сравните эту сумму с пособием в 42500 тенге и соразмерьте это с тем в каком состоянии находится наш народ, то ситуация выглядит неутешительно. Также подорожала рыба, молочная продукция, практически все. Это очень ударит и по карману людей, и по качеству потребительской корзины, так как они в итоге перейдут к более дешевым продуктам питания и увеличится закупка картофеля, хлеба и круп.
– Э.К. А как Вы оцениваете ту помощь государства в размере 42500 тенге, которая была оказана нашим гражданам?
– А.А. Конечно, слово “подачка” не надо указывать в оценке этой суммы, но это просто несерьезно. И эта сумма никоем образом не снимает ни одну из проблем, возникших в связи с карантином и с ухудшением экономической ситуации, так как это даже не 100 долларов. Я уже не говорю о том, что многие не смогли их получить, сколько было создано препонов, какой творился хаос, так как не было создано действенного механизма. Если исходить, что карантин уже продлен до 11 мая, и не исключено, что его продлят, нужно эти деньги выдавать вновь.
– Э.К. Какие выводы можно сделать на данном этапе исходя из оценки действий властей в такой сложный период?
– А.А. Вы знаете, что вся эта ситуация, связанная с карантином, усиленная резким падением цены на нефть, девальвацией тенге очень ясно открыла глаза даже тем, кто не хотел этого видеть, на то насколько непрофессиональны, некомпетентны и равнодушны наши чиновники. С этим кадровым корпусом, который формировался в течение 30-ти лет, никакие реформы невозможны и президент не сможет осуществить никаких задуманных шагов. Необходима тотальное переформатирование и смена сегодняшнего бюрократического аппарата.
Фото: zakon.kz