Известный общественный деятель, экономист и заместитель председателя партии ОСДП Айдар Алибаев ответил на вопросы «Эха Казахстана» и прокомментировал проблему усиления экономического и политического влияния Китая на Казахстан и страны Центральной Азии.
– Э.К. Сейчас идет борьба между ведущими державами за Центральную Азию и сегодня хотелось бы поговорить об угрозах экономической и политической экспансии Китая для Казахстана. Насколько эта проблема действительно серьезна?
– А.А. Казахстан находится под большим вниманием достаточно многих мировых игроков, поэтому представляет из себя вообще во всех отношениях интересный объект. Китай наверно в перспективе представляет опасность хотя бы по той простой причине, что там все сильнее и сильнее осложняется проблема переселения страны. Насколько мне известно, у них около 40 процентов сельскохозяйственных земель уже непригодны, так как они отравлены и загублены в результате сверхинтенсивной обработки. И все достаточно логично, ведь как такую огромную ораву в полтора миллиарда человек прокормить?
И водоемы у них отравлены и реки, соответственно, экологические проблемы нарастают в Китае чисто объективно. Мы прекрасно знаем, практически нет ни одной страны по периметру границ с Поднебесной, у которой с Пекином не было тех или иных проблем. В частности, территориальных, водных, политических, экономических и так далее. Однако говорить, что у Китая есть острые противоречия с Казахстаном, я бы не стал, потому что сегодня нет конкретной угрозы. Но потенциально, исходя из указанной проблемы переселения и обеспечения своих граждан, заставляет Китай бросать взгляды за рубеж.
Конечно, мы как сосед с огромными неосвоенными землями, представляем и всегда будем представлять для них интерес в будущем. Тем более, что довольно большой кусок наших южных и восточных земель Китай считает своими в силу исторических, культурных или военных обстоятельств. Ну и вообще посмотрите, что вытворяет КНР в Африке и в Латинской Америке, где китайские корпорации скупили львиную часть инфраструктуры и месторождений.
Китай владеет большой долей инфраструктуры и у нас. Я имею ввиду в нефтегазовой сфере, в горно-металлургической промышленности. И мы даже не знаем в полной мере, чем он владеет в нашей стране, и что наши чиновники за эти годы подписали, сколько отдали. Исходя из сказанного, можно сделать такой вывод, что нам никуда не деться от Китая, мы соседи, мы имеем общую границу и поэтому нам с ним жить. С ним необходимо выстраивать добрососедские экономические, политические и культурные отношения, но с соблюдением собственных национальных интересов.
– Э.К. Как Вы думаете, большой долг перед Китаем, который составляет больше 20-ти миллиардов долларов, он не будет влиять на политический курс руководства Казахстана? Ведь такое давление со стороны Пекина в отношении Таджикистана и Кыргызстана уже ощущается. В частности, во время визита одного из крупных чиновников Китая в Бишкек Сооронбай Жээнбеков попросил у Поднебесной списания долга, но получил в ответ молчаливый отказ. Тот же Таджикистан вынужден расплачиваться за долги своими рудниками, месторождениями и территориями. Вот эта проблема «проклятия долгов» не скажется в последствии на дальнейшем усилении присутствия китайского капитала и на увеличении политического влияния Пекина на Нур-Султан?
– А.А. Конечно, такая проблема существует и недооценивать, и относиться к ней беспечно ни в коем случае нельзя. Я считаю, что в отношении этих долгов политика нашего государства должна регулироваться достаточно просто – через не могу, чего бы этого нам не стоило. Во-первых, надо полностью отказаться от дополнительных заимствований в Китае. То есть вообще не брать у них никаких денег. Во-вторых, приложить все усилия к максимально возможному быстрому погашению существующих долгов. Потому что быть должным большие деньги Китаю – это очень опасно, так как хочешь не хочешь попадешь в зону их политического, экономического и финансового влияния. И это может очень плохо кончиться.
Китай может оказывать давление в разных секторах наших взаимоотношений, используя в качестве рычага наши долги. И вплоть до использования такого инструмента международной политики между странами как внезапное требование выплаты всех долгов. Такое уже было в истории, и любая страна может потребовать в течение короткого времени выплаты всех долгов, что прописывается в соответствующие договоры. В случае, если государство оказывается неспособным выплатить долги, то приходиться компенсировать чем-то другим, либо страна кредитор может тогда применить другие инструменты воздействия, которые очень сильно могут отразиться на независимости страны должника.
Как раз такие аналогии с Таджикистаном и Кыргызстаном тут также подходят. Нам известны примеры из сегодняшних взаимоотношений Китая с другими странами, когда в качестве погашения долга Шри-Ланка расплатилась своим самым крупным морским торговым портом. Какие-то африканские страны погашали долги объектами инфраструктуры и кусками своих территорий. Все это уже известно, и все это не ново и именно поэтому я считаю, что мы должны максимально быстро по возможности, как бы это не представлялось сложным, избавляться от долгов Китаю в первую очередь.
– Э.К. Как Вы относитесь к вопросу переноса производства, который так активно обсуждается с прошлого года в социальных сетях и в широких слоях общественности? Сейчас даже неизвестно точное количество предприятий, которое будет переноситься или заново строиться на территории Казахстана.
– А.А. Когда эта тема с прошлого года поднималась, то фактически кроме выражения 55 заводов больше ничего и не озвучивалось. И это выражение приобрело пугающий оттенок. Я считаю, что на эти вещи надо смотреть прямо, спокойно, вдумчиво, и здравомысляще. Во-первых, надо выяснить, что за производство? Поскольку у нас своего производства нет, и мы все благополучно разрушили за 30 лет правления, то нам это производство нужно возрождать. Поскольку наши чиновники на это не способны от слова совсем, то единственный путь восстановления каких-то производств – строительство промышленности с опорой на какую-то зарубежную поддержку.
Говоря о 55-ти предприятиях, то надо смотреть, что это за производство. Если оно не грязное и не отравляющее казахстанскую экологию, то я допускаю появления заводов в сфере машиностроения, но, чтобы там соблюдались наши интересы, работали наши рабочие, принимали участие наши инженеры, чтобы потом по истечению договора эти предприятия китайцы оставляли нам и заранее обговорены были вопросы раздела прибыли от реализации продукции.
Но конечно, не так как это делается часто до нашего времени, когда Китай полностью на свои деньги строит сам со своими собственными рабочими, инженерно-техническими кадрами, продукция идет к ним, а все это записывается нам в долг. Такая схема ни в какие ворота не лезет. И здесь надо просто отстаивать свои интересы, но этим наши чиновники похвалиться не могут, так как они и так на всех международных фронтах проигрывают.
Фото: zakon.kz