Председатель правления общественного объединения «Союз потребителей финансовых услуг Казахстана» Айдар Алибаев любезно согласился ответить на вопросы «Эхо Казахстана» о текущих социально-экономических проблемах. В третьей части своего интервью он комментирует заявление главы Нацбанка о причинах инфляции в стране, а также о подоплеке конфликтов казахстанских рабочих с иностранными специалистами на Тенгизе и Жайреме.
– Э.К. Недавно глава Нацбанка Ерболат Досаев заявил, что аппетиты граждан растут вместе с зарплатами, и всё это может привести к повышению цен. Таким образом он объяснил нынешнюю инфляцию. Насколько это объяснение резонно?
– А.А. Кроме смеха и иронии у меня — это объяснение ничего не вызывает. Более того, когда председатель Национального банка такое говорит, но я принял бы это еще за шутку, если бы это он сказал в компании друзей, когда они пьют пиво. Но, когда он говорит об этом в здравом уме на всю страну, то просто оказываюсь в недоумении. Возможно, это объясняется тем, что нынешний председатель Нацбанка кем только не был: и министром здравоохранения, и министром экономики, и работал в других ведомствах. Такой работник широкого профиля.
Ну как может инфляция зависеть от аппетитов граждан? Во-первых, зарплата у казахстанцев не растет, а в силу того, что идет ползучая девальвация, то доходы людей только падают.
– Э.К. Возможно он опирается на данные официальной статистики, которая говорит о росте средней зарплаты?
– А.А. Официальная статистика не может быть правдивой, когда комитет по статистике находится в подчинении министерства экономики. Статистика превратилась в слугу своего господина, а господином является власть. Какую цифру скажут этому комитету по статистике, такую он и напишет. Иначе руководители этого органа кресла свои потеряют. Поэтому наша статистка не является тем инструментом, которому можно доверять.
Уровень жизни граждан падает, потому что ничего не индексируется ни пенсии, ни зарплаты. А цены растут из-за этого круговорота, который я уже описал, когда ты вынужден все закупать и находишься в полной зависимости от этих зарубежных производителей. Тем более все закупается за иностранную валюту, которая постоянно крепнет, а национальная валюта постоянно падает, и получается, что один и тот же товар постоянно для тебя дорожает. Поэтому какие же тут аппетиты?
Вот последний пример. За последний месяц в Алматы резко возросла стоимость мяса с 1800 до 2200 – 2300 тенге. И у кого я не спрашивал, никто не может мне толком ответить, что же случилось. И я для себя так ответа и не нашел, чтобы он меня удовлетворил. И тем не менее, этот скачок цен на мясо тянет за собой все остальное. А сейчас будет сезонное увеличение цен на бензин, которое также повлияет на рост цен. И на этом фоне доходы граждан не растут.
Поэтому высказывания Ерболата Досаева я расцениваю как непрофессиональные и некомпетентные, которые не красят главу Нацбанка.
– Э.К. На Тенгизе в конце июня произошли известные события, а затем и на месторождении Жайрем в Карагандинской области. Во всяком случае, по Тенгизу власти признали, что подоплека выступлений была связана с колоссальной разницей в зарплате между казахстанскими и иностранными рабочими одинаковой квалификации. В чем причины такого разрыва в оплате труда за равный труд?
– А.А. Механизм этот я уже в нашем разговоре описывал, но здесь в этом случае интерпретируется немножко по-другому, но смысл тот же. Я, допустим, зарубежный инвестор и готов разрабатывать месторождение. Неважно где, на Тенгизе, на Жайреме, в Жанаозене или в центре Карагандинской области. Когда я захожу в страну, то получение разрешения на разработку я могу получить только при одном условии, если смогу найти общий язык с местными чиновниками или с более высокими чиновниками, которые имеют влияние на решение вопроса по данному месторождению. Когда я этих людей найду, чтобы они обеспечили мне зарубежному инвестору режим максимального благоприятствования и быстро решали все возникающие бюрократические вопросы, то я должен сделать этих людей своими.
А как я могу сделать их своими? Только взятками. Иными словами, я их покупаю на определенных условиях, по которым они на меня работают. Но когда я купил этих чиновников, иными словами купил себе «крышу», то негласным приложением к этому возникшему договору взаимоотношений является такой пункт, что при разработке данного месторождения, при строительстве завода или других объектов, я делаю там все, что хочу. И они, купленные люди, на это соглашаются. И когда я делаю все, что хочу, то казахстанским рабочим я даю копейки, они живут у меня в пластмассовых вагончиках, одеты они в бумажную робу. Я на них ничего не буду тратить, а кушать они будут самую дешевую еду и так далее. А своим работникам я буду платить пятикратную зарплату, так как все равно казахстанская сторона это будет гасить – все или определенную долю. Это же на затраты ложится по разработке месторождения, а пока они не будут покрыты, прибыль от добытого сырья будет идти мне на их погашение. А сами затраты я, естественно, увеличу.
То есть получается тот же механизм, так как чиновники пикнуть не могут, так как все коррумпированы. Поэтому, когда наши рабочие, находящиеся в таких условиях, и получающие копейки начинают шуметь, а это их нормальная реакция, то, естественно, чиновники, купленные на корню, начинают выступать на стороне тех, кто их купил. И начинают гасить этих рабочих.
Получается, что те же казахи-чиновники становятся в данной ситуации врагами своих же казахов работяг. И им не важно, кто является инвестором, пусть это будет китайская компания, американская, итальянская, любая. Они станут друзьями для любого коррупционера-инвестора и врагом для собственного «брата» на своей земле. Такая вот с одной стороны парадоксальная, а с другой стороны вполне логичная схема.
И опять-таки не надо далеко ходить, так как это сплошь и рядом происходило, в Африке, в Латинской Америке, в странах Юго-Восточной Азии. Везде работает одна и также схема. Местное чиновничество погрязает в роскоши, а бедолаги-рабочие «пашут», теряют здоровье, время от времени шумят и их плетками загоняют или там по 10 процентов повысят зарплату и тем самым затыкают. Получается этот колониальный механизм срабатывает.
Фото: zonakz.net