Известный казахстанский экономист Айдар Алибаев в ответах на вопросы «Эхо Казахстана», раскрыл динамику и механизм проникновения китайского капитала в нашу страну и в разные части мира, и высказал свое мнение, как не попасть под полную экономическую зависимость от других стран. Мы публикуем вторую часть интервью.
– Э.К. Вы говорите о некой классической схеме экономической экспансии. Расскажите подробнее о том, что это за схема, используемая сейчас Китаем по всему миру?
– А.А. Китайские компании используют отработанную классическую схему и проникают в разные страны, и при этом активно поддерживаются государственными структурами, в том числе дипломатическими. И мы это видим на примере стран Африки, Азии, Латинской Америки. Вот, например, последний известный случай, когда в Шри-Ланке целый крупный порт отдали взамен за долги, когда оказались не в состоянии расплатиться. И сейчас многие страны находятся в тяжелом положении, когда не могут отдать долги по кредитам и такие проблемы есть у наших соседей у Кыргызстана и Таджикистана.
Когда китайцы переносят заводы – это тревожный знак, так как надо учитывать, что они у себя очень сильно экологию нарушили и я даже слышал цифру, что около 40 процентов сельскохозяйственных земель у них уже непригодны для возделывания культур. Ведь они уже отравлены химией и удобрениями. Поскольку такое население им нужно кормить, то стоит задача выхода на внешние рынки, а тут огромный Казахстан с таким маленьким населением. Конечно, мы для них являемся исключительно привлекательным объектом во всех смыслах.
– Э.К. Получается, что перенос производства и строительство заводов тоже являются частью этой схемы и нужно проникновения в страну?
– А.А. Да, одним из направлений и могут быть вот такие заводы. Причем, при строительстве этих предприятий китайцы обставляют их огромным количеством сопутствующих условий. Например, то, что завод будет строиться по китайской технологии, по китайским чертежам, из китайских материалов, начинка будет состоять из китайского оборудования, руководить будут китайские инженеры, на местах будут управлять китайские мастера и специалисты. Даже рабочие будут китайскими, а нашим рабочим могут там дать места с наиболее тяжелым трудом и с самой низкой оплатой.
При этом не исключено, что действительно производство будет вредное, потому, что их надо выносить за свою территорию. Продукция этих заводов будет полностью уходить в Китай, и получается, что мы можем особо с этого ничего и не иметь. В тоже время к интересам нашей страны китайцам дела нет. Продажные чиновники, благодаря которым они сюда зашли, как я говорил раньше, будут на их стороне.
Мало того, что продукция будет уходить в Китай, сам завод можно будет рассматривать как точку проникновения китайских специалистов, рабочих, идеологии и всего китайского в Казахстан. Потому что завод начнет «обрастать» городками, инфраструктурой и, соответственно, она будет находиться в руках китайцев.
– Э.К. Как тогда избежать экономической зависимости от Китая?
– А.А. В этом деле есть две стороны медали. С одной стороны, когда мы свои кадры и промышленность загубили, то, конечно, сотрудничество с ними неизбежно, и какие-то заводы возводить надо будет, но при этом надо быть щепетильными и тщательными, сохраняя наши интересы и грамотно подходя к тому, какие именно производства разрешать строить в Казахстане. Они должны быть современными, прогрессивными, экологически защищенными с соответствующей социальной инфраструктурой.
При этом, конечно, должен быть жесткий контроль, особенно над чиновниками, так как корнем всех уступок, которые добиваются от нашей стороны китайцы, является продажность государственных служащих.
– Э.К. Парламент Казахстана в декабре 2018 года ратифицировал соглашение, по которому китайские компании и «совместные проекты» не будут облагаться налогом на доходность. Как вы расцениваете его?
– А.А. Я просто не нахожу слов, чтобы выразить свое негодование по поводу такого документа, который принят. Искренне не понимаю, почему парламентарии такое поддерживают, так как, на мой взгляд, это не лезет ни в какие рамки. Тогда получается зачем нам это надо на нашей земле? Если они продукцию будут забирать и еще налоги не платить, то это вообще получается экономическая оккупация! И я считаю, что данное решение парламента со временем надо пересматривать.
Еще раз подчеркиваю, что все государственные структуры, в том числе парламент, власти на местах и министерства, да и не только по отношению к Китаю, а вообще по отношению ко всем иностранным инвестициям и вхождению в нашу страну, всегда должны быть озабочены защитой и продвижением национальных интересов Казахстана. Мы не можем изолироваться от всего мира и закрыться, так как это невозможно, но сотрудничая с зарубежным бизнесом, неважно китайским или еще каким, как любые цивилизованные страны, мы должны вести переговоры на равных с выгодой для нашей страны.
– Э.К. Спасибо за ответы.
Фото: zakon.kz